ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГИРД КАК РЕЗУЛЬТАТ ТВОРЧЕСТВА К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО, Ф. А. ЦАНДЕРА И С. П. КОРОЛЕВА (К 75-ЛЕТИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЛАБОРАТОРИИ В МОСКВЕ ПРИ ЦС ОСОВИАХИМА)

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГИРД КАК РЕЗУЛЬТАТ ТВОРЧЕСТВА К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО, Ф. А. ЦАНДЕРА И С. П. КОРОЛЕВА (К 75-ЛЕТИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЛАБОРАТОРИИ В МОСКВЕ ПРИ ЦС ОСОВИАХИМА)

© А.Ф.Цандер, Ю.В.Бирюков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "История ракетно-космической науки и техники"
2007 г.

Наряду с тремя космическими юбилеями, поднятыми в этом году на государственный уровень, есть и другие даты, весьма значимые для истории космонавтики, причем непосредственно связанные с деятельностью основоположников космонавтики К.Э. Циолковского и С. П. Королева.

В первую очередь, это 120-летие со дня рождения еще одного из великих пионеров космонавтики Фридриха Артуровича Цандера – 23 августа и 75-летие создания ГИРД – Группы изучения реактивного движения при Центральном совете Осоавиахима – первой отечественной комплексной организации, начавшей практическую работу, направленную на создание и ракетно-космической техники (РКТ).

Отмечать юбилей ГИРД мы начали еще в прошлом году, поскольку как общественная организация Группа возникла 16 сентября 1931 г.

Общей основой для ее создания, как и для Общества изучения межпланетных сообщений (ОИМС) в 1924 г., и для всей мировой космонавтики было беспрецедентное идейное, теоретическое и пропагандистско-просветительское творчество К.Э. Циолковского. Конкретным же поводом для создания и ОИМС, и ГИРД, с целью начать практические работы по ракетостроению, были проекты Ф. А. Цандера.

В 1924 г. кроме К.Э. Циолковского и Ф. А. Цандера, в стране не было специалистов, способных вести какую-либо, кроме пропагандистской, работу по развитию РКТ. Поэтому ОИМС не получило государственной поддержки. Тем не менее, К. Э. Циолковский и Ф. А. Цандер продолжали свои исследования, причем первый стал уделять значительное внимание применению реактивного принципа движения в стратосферной авиации и обосновал необходимость создания хорошо оснащенной экспериментальной базы для проведения опытных работ по РКТ; а второй в 1930 г. создал пусть крошечный, но работающий прототип такой базы с опытным ракетным двигателем ОР-1, который по существу был моделью и ВРД и ЖРД и необходимым измерительным стендовым оборудованием. К 1931 г. в стране вместе с авиапромышленностью появились инженерные кадры, способные видеть перспективы, открываемые реактивным принципом перед авиацией. Но поначалу Ф. А. Цандеру и поддерживавшим его энтузиастам, несмотря на неоднократные объявления о создании такой организации и избрании Ф. А. Цандера ее руководителем, дело не шло и приходилось производить новые попытки. Очевидно, перелом в деле организации ГИРД произошел, когда за него взялся присоединившийся к энтузиастам молодой инженер-летчик С. П. Королев, уже имевший в Осоавиахиме авторитет успешного конструктора. Именно С. П. Королев поставил перед гирдовцами задачу создания простейшего ракетоплана РП-1 и организовал его разработку, изготовление и начало испытаний, добиваясь постоянного увеличения финансирования этих работ. Он же нашел помещения для конструкторских и производственных частей ГИРД, создал благоприятные условия для перехода в ГИРД на штатную работу Ф. А. Цандера с его бригадой из ИАМ. В результате 14 июля 1932 г. председателем ЦС Осоавиахима Р. П. Эйдеманом был подписан приказ, определивший фактически уже состоявшееся создание ГИРД как ведомственной организации. ГИРД состоял из штатных: научно-исследовательского и опытно-экспериментального отделов, производственного отдела, так же общественных: отдела управления и отдела оргмассовой работы. Этим же приказом начальником ГИРД был назначен С. П. Королев, причем с 1 мая и в общественном порядке, поскольку из ЦАГИ его категорически не отпускали. Научно-производственная часть ГИРД, превращенная этим приказом в опытно-конструкторское предприятие, с августа 1932 г. по распоряжению зам. наркомвоенмора М. Н. Тухачевского получила через Управление военных изобретений втрое большее финансирование, чем от Осоавиахима, что позволило развернуть широкую экспериментальную программу создания ракетных снарядов, летательных аппаратов и двигателей для них. В ГИРД бригадой М. К. Тихонравова по инициативе и под руководством С. П. Королева была создана и 17 августа 1933 г. запущена первая в СССР простейшая жидкостная ракета ГИРД-09 с гибридным ракетным двигателем, ставшая основным аргументом при решении вопроса о создании государственного Реактивного НИИ. Затем уже в стенах РНИИ гирдовцы 23 ноября 1933 г. осуществили запуск ракеты ГИРД-Х с кислородно-спиртовым ЖРД, разработанной бригадой Ф. А. Цандера, имя которого ГИРД получила после его неожиданной кончины в марте 1933 г. Исключительная роль ГИРД в развитии космонавтики проявилась не только в создании этих первых ракет, но и в том, что и в последующие 5 лет все отечественные бескрылые и крылатые ракеты, совершившие более 20 успешных полетов, и все гибридные и жидкостные ракетные двигатели для них были созданы гирдовцами, работавшими в РНИИ и КБ-7.