ВЗГЛЯДЫ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКИХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ КОНЦА 19-го-НАЧАЛА 20-го ВЕКОВ

ВЗГЛЯДЫ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКИХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ КОНЦА 19-го-НАЧАЛА 20-го ВЕКОВ

© Н.В.Карташев
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2007 г.

Деятельность К.Э. Циолковского приходится на период активного расцвета отечественной науки, культуры, образования. Будучи ученым-гуманистом, педагогом, Циолковский стремился к многоаспектной реализации своих исследовательских интересов, что было характерным для русской интеллигенции второй половины ХІХ - начала ХХ вв.

Известно, что ученый немало думал об интересах человека, предлагал упорядочить труд и отдых. Свой отдых он, как и другие русские интеллигенты того времени, подчинял творческому, духовному росту, поиску нравственных ориентиров. При этом стремился усовершенствовать свою жизнь, убрать из нее то, что мешало достижению поставленной цели. Например, Циолковский никогда не употреблял спиртных напитков и считал это «непроизводительным расходом запаса радостей», поскольку приятное возбуждение, вызываемое алкоголем, скоро переходит в свою противоположность: доброе чувство заменяется злобой, веселость – скукой, смех – слезами, бодрость – унынием, яркость мысли – темнотою, храбрость – трусостью. С каждым приемом алкоголя, считал ученый, разрушается не только организм, но и личность человека. Ученый-космист критически относился к крайней степени погони человека за радостями, которая становится полюсом его «неестественных наслаждений», предлагал человеку во всем руководствоваться разумной мерой, гармоническим сочетанием различных видов деятельности.

В разных своих работах К. Э. Циолковский обращался к темам здорового образа жизни, гигиены человека, социальному устройству общества, что было в контексте российских социокультурных тенденций второй половины Х1Х в. Именно в это время в России произошли радикальные изменения в социальной, политической, социокультурной жизни. Благодаря либеральным реформам, социально-демократическим изменениям в образовании, просвещении широких народных масс, научной и гражданской активности интеллигенции, появлении научных сообществ, в стране создались предпосылки для социального оздоровления общества. Все больше внимания уделялось среде обитания человека, так как считалось, что именно среда является важным фактором социального здоровья или нездоровья человека. Неслучайно на рубеже ХІХ-ХХ вв. существовала научно обоснованная точка зрения на роль школы в организации оптимальных условий для воспитания в ребенке бодрости духа и формирования здорового образа жизни. Это обстоятельство в полной мере относилось к Циолковскому-учителю.

Духовному оздоровлению общества способствовала как культура общества в целом, так и активно формировавшиеся в ХІХ в. субкультуры медицинских работников, учителей, представителей культуры и искусства. Развитие субкультуры медицинских работников определялось значительными потребностями общества в преодолении медицинской отсталости России в вопросах лечения болезней, низкой санитарно-гигиенической культуры общества, предупреждении эпидемий и минимизации их последствий, повышении медицинских знаний в обществе, создании системы медицинской службы для населения, характерной для европейских государств.

Становление субкультуры учителей было обусловлено государственной политикой в сфере образования. Субкультура учителей включала характерные для данной категории общества ценностные установки, формирующие способы профессиональной деятельности и общения и определявшие принципы учительского сообщества в социокультурных условиях России того времени. Представители учительства отличались характерной манерой и стилем поведения и общения, наличием общих элементов внешнего вида, регламентированным имиджем субкультурной нормы, способствовавшей повышению образовательного уровня населения страны. Повышению образовательного уровня учителей способствовала их постоянная ориентированность на самообразование. Лучшие представители учительской среды, к которым относился К. Э. Циолковский, становились яркими носителями здорового образа жизни, разностороннего личностного и творческого развития.

Таким образом, взгляды Циолковского на здоровый образ жизни следует рассматривать как личные убеждения ученого-гуманиста, сформировавшиеся в контексте социокультурных демократических тенденций российского общества конца ХІХ - начала ХХ вв.