ЗАДАЧИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТЫ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ КОМИССИИ НА КОМПЛЕКСНОМ ТРЕНАЖЕРЕ ТРАНСПОРТНОГО ПИЛОТИРУЕМОГО КОРАБЛЯ «СОЮЗ»
© С.В.Игнатьев, В.Н.Саев
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2007 г.
Современный космический тренажёр – как воплощение учебной информационной модели космического полёта (по ГОСТ 20921-75) – является не только единственным наземным средством профессионального обучения космонавтов, но и важнейшим инструментом сертификации экипажа в отношении готовности к предстоящему полёту. В настоящее время на итоговой «экзаменационной тренировке» комиссия использует те же самые средства отображения и регистрации, что и инструктор экипажа при проведении тренировок обычных.
Исходя из специфических задач экзаменационной комиссии (ЭК), таких как: оценка выполнения циклограммы экзаменационной тренировки и действий экипажа по выходу из нештатных ситуаций, анализ отклонений экипажа от норм полётной деятельности, проведён анализ дополнительных информационных потребностей членов ЭК различной специализации.
В зависимости от полётной ситуации содержание информационного поля ЭК принципиально различно в случаях: проведения ответственных динамических операций, программно-временного управления бортовыми системами, а также при вводе и развитии нештатных ситуаций. Информация об отклонениях экипажа от норм полётной деятельности должна не только отображаться в реальном времени, но и накапливаться в специальном электронном журнале. На тренажере должна быть реализована возможность регистрации процесса тренировки экипажа и воспроизведения записанной информации при разборе тренировки и оценивании действий экипажа.
Отдельно рассмотрено содержание вспомогательной (справочной) информации. В том числе в целях ознакомления ЭК с аттестуемым экипажем, программой и техническими средствами его предшествующей подготовки.
Пульт контроля и управления тренировкой существенно ограничивает доступ экспертов экзаменационной комиссии к необходимой им информации, ввиду недостаточной для этого пропускной способности. Кроме того, ввиду иного функционального предназначения, пульт не предусматривает предоставления дополнительной, специальной информации для обеспечения работы ЭК, например:
– оценка полноты выполнения всех элементов полётного задания;
– показатели реакции экипажа на введённые в соответствии с экзаменационным билетом нештатные и аварийные ситуации, циклограмма действий экипажа по их обнаружению, локализации и парированию последствий;
– показатели оперативности, чёткости и слаженности совместных полётных действий членов экипажа;
– данные об отклонениях экипажа от норм полётной деятельности, предписанных нормативными документами, их причинах и последствиях.
Поэтому предлагается создать в РГНИИЦПК им. Ю. А. Гагарина специальный комплекс технических средств информационного обеспечения ЭК, который должен строиться как удалённый относительно зоны пульта инструктора. При этом функции управления отображением информации для ЭК должны реализовываться с использованием выделенного терминала.