ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО С. П. КОРОЛЕВА В ЕДИНСТВЕ ТЕОРИИ, ЭКСПЕРИМЕНТА И ПРАКТИКИ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ АРХИВИСТОВ XXI ВЕКА

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО С. П. КОРОЛЕВА В ЕДИНСТВЕ ТЕОРИИ, ЭКСПЕРИМЕНТА И ПРАКТИКИ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ АРХИВИСТОВ XXI ВЕКА

© А.В.Куракин, Л.В.Успенская
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "История ракетно-космической науки и техники"
2007 г.

В 2006 г. к 100-летию С. П. Королева РГАНТД подготовил историко-документальную выставку в Интернет-формате «С. П. Королев. К 100-летию со дня рождения. Документы о жизни и деятельности из фондов РГАНТД».

Экспозиция имеет второе название «Космос как судьба», отражающее авторский взгляд на личность С. П. Королева и его вклад в развитие РКТ на основе выявленных в архиве и изученных документов. Особенности формирования личности С. П. Королева, на взгляд авторов, заключались, в том, что сложилась удивительная цельность его характера и мышления, благодаря которой, он и в своем творчестве умел сочетать подчас парадоксальные и противоречивые моменты в решении научно-технических проблем, порождая тем самым принципиально новые целостные реальности.

Под влиянием разнообразных веяний эпохи великих разломов и бурь в нем гармонично сочетались как дореволюционные традиции, заложенные старым патриархальным укладом жизни, русской классической школой, так и новаторский дух «новой жизни». При этом особенно важно, что в основе его базовой подготовки в период обучения в КПИ и, прежде всего, в МВТУ лежала традиция русской технической школы, еще в 19 веке выработавшей свой метод подготовки инженеров, сочетавший фундаментальную теоретическую подготовку с навыками практической работы в мастерских и научными экспериментами в лабораториях. Этот дух, выраженный в формуле «сам придумал, сам построил, сам испытал», в полной мере воплотился в жизни С. П. Королева. Даже после полета Ю. А. Гагарина в 1961 г. он сделал горькое для него признание матери, что «должен был бы сам лететь, да здоровье не позволило, и начальство не пустило бы». Еще студентом, С. П. Королев параллельно с учебой занимался научной деятельностью, экспериментальным конструированием в планерных кружках, учился пилотированию, работал в авиапромышленности, выполняя завет Н. Е. Жуковского о единении НИОКР и производства.

Когда делом ракетостроения занимались энтузиасты, неизбежным было участие каждого из них, в т. ч. и Королева, во всех этапах работы: расчетном, конструкторском, производственном, испытательном. Классический принцип триединства в этих условиях обрел свои новые формы созвучные новой эпохе, создав благотворную основу для последующего успеха. В ГИРДе, затем в РНИИ в тематике его работ нашли отражение почти все области исследований и разработок, которые потом развились в самостоятельные направления РКТ и оказались распределены между многими научно-экспериментальными центрами. На примере проекта ракетоплана хорошо видно, как совместились для Королева все линии его конструкторской работы. Опыт проектирования планеров и самолетов он соединил с опытом работы над ракетами и ЖРД, поэтому неудивительно, что именно на ракетоплане С. П. Королева был осуществлен первый в СССР пилотируемый реактивный полет 28.02.1940 г. С. П. Королев около 20 лет (с 1927-1938 гг. и с 1940-1945 гг.) проработал в авиационной области, конструировал планеры, самолеты и крылатые ракетные аппараты. Опыты достижения авиационной науки и техники, авиационная культура конструирования и производства были принесены им в космонавтику в полном объеме. Так что весь период его деятельности до 1945 г. являлся вполне логическим преддверием главного дела его жизни.

Обстоятельства сложились так, что после 1945 г. на первый план вышли работы над баллистическими ракетами, и С. П. Королев был перенацелен руководством страны на решение этих задач. Многие проблемы из-за недостатка информации и трофейных материалов при этом разрешались эмпирическим путем. Перед Королевым в Германии, во время работы в группе «Выстрел» и позднее, когда он стал Главным конструктором первой советской боевой баллистической ракеты, была поставлена задача копирования немецкого образца. Королев же хотел идти дальше, и теоретико-конструкторские изыскания его и его соратников привели к созданию принципиально нового типа многоступенчатой ракеты пакетной схемы, в идее которой лежало старое предложение К.Э. Циолковского о «ракетных поездах». С. П. Королев возглавил все работы по новой ракете, в т. ч. лично участвовал в ее испытаниях и он же транслировал ее возможности на потребности ракеты-носителя космических аппаратов.

Мечтая о покорении космоса, он, на основе идей К.Э. Циолковского в 1950-60 гг. вместе с М. К. Тихонравовым и М. В. Келдышем реализовал замысел Искусственного спутника Земли, непосредственно организовывая и лично контролируя все этапы работы над первыми ИСЗ в ОКБ-1 и смежных организациях. Работы над спутниками послужили экспериментальной основой для создания автоматических межпланетных станций и пилотируемых космических кораблей.

Первый полет человека в космос, в котором также воплотилась мечта К.Э. Циолковского, был осуществлен под руководством С. П. Королева опять же в лучших традициях триединства: фундаментальная научная база, подкрепленная экспериментальными данными, полученными в результате обширной программы геофизических и медико-биологических исследований и технических испытаний, определила впечатляющий успех советской космонавтики.