ЗНАЧЕНИЕ ИДЕЙ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО ДЛЯ РЕШЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ

ЗНАЧЕНИЕ ИДЕЙ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО ДЛЯ РЕШЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ

© М.С.Филипенкова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2007 г.

Интерес к психологии К. Э. Циолковский проявил еще юношей, отправив в журнал «Русская мысль» рукопись «Графическое изображение ощущений» (1880). Попытка издать эту статью в 1882 г., несмотря на поддержку Всероссийского Императорского физико-химического общества, не увенчалась успехом. Позднее ее содержание ученый изложил в брошюре «Нирвана» (1914 г.). В этой статье он предложил психоэтическую концепцию сознательного регулирования эмоций, открывающего путь к наиболее активной целесообразной деятельности человека, к его совершенствованию в рамках количественного подхода к изучению морально-психологического состояния личности. Циолковским также была отмечена необходимость измерения психологических качеств человека стоимостью мыслей и поступков, а также предложена математическая формула закона равновеликости положительных и отрицательных ощущений. Как отмечают специалисты, этой формулой Циолковский заложил методическую основу для современных научных исследований психологов и социальных педагогов.

В работах «Ум и страсти» (1928 г.), «Научная этика» (1930 г.) Циолковский углубил проникновение в проблемы социума, человечества, жизни в настоящем и будущем. В этих философско-педагогических трудах Циолковский обосновал программу познания человека во всей полноте его бытия. В ряде последующих рукописей («Свойства человека», «Человек. Жизнь человечества») Циолковский поставил задачу создания основополагающей науки о человеке – «человекопознании» - и подчеркивал важность знания антропологии и экологии человека, законов развития человеческой природы для дальнейшего ее совершенствования. Психолого-педагогические идеи ученого очень антропоцентричны, так как они непосредственно обращены к человеку, изучению его природы и сущности, становлению человека как субъекта Вселенной во всей полноте его бытия в земной среде обитания, в экстремальных условиях полета и жизнедеятельности вне Земли.

Таким образом, рекомендации Циолковского – это полноценный инструмент для организации научных исследований и практического проведения рекреационно-реабилитационной помощи в выработке индивидуальных качеств, позволяющих человеку оптимально приспособиться к быстро меняющейся внешней среде. Его концепция представляет собой один из надежных путей в преодолении запретов и ограничений, определенных социумом для личности в результате взаимодействия или возникших в связи с несоответствием норме физических, психических, функциональных параметров личности. Идеи и высказывания выдающегося ученого, носящие психолого-педагогический характер, актуальны в ХХI в., причем некоторые из них сохраняют свою эвристическую значимость для современной психологии.