АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© Р.Н.Маликова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2008 г.

Русский космизм — мировоззрение живого, нравственного Всеединства человека, Человека и Вселенной можно рассматривать как научное мировоззрение. Такой точки зрения, как известно, придерживался К. Э. Циолковский. Понимание мировоззрения в качестве

взаимосвязи убеждений и ценностей, места Человека в мире природы и космоса дает возможность изучить аксиологические и этические воззрения Циолковского. Человек, как высшая ценность и как аксиологический и гуманистический приоритет, является приоритетом в иерархии ценностей философии русского космизма. Правомерно соотнести нравственные ценности и ценность Человека в воззрениях Циолковского и в связи с этим более подробно рассмотреть философские взгляды ученого.

В философских воззрениях, как признавался сам Константин Эдуардович, он был чистейшим материалистом и панпсихистом, признающим чувственность всей Вселенной. За такую двойственность философских взглядов ученого ни раз критиковали. Но именно благодаря им и само понимание ценностей носит двойственный характер. Само знание имеет ценность, нравственные ценности — их этическая, ценностная компонента.

Какие знания имеют наибольшую ценность? Этот вопрос задает Циолковский в работе «Этика, или естественные основы нравственности». Все знания «почтенны». «Но пока есть страдальцы в живом мире, пока неудовлетворенны насущные потребности высшего мира чувствующих, до тех пор наибольшим уважением должны считаться знания, ведущие к разрешению этих вопросов», — замечает Константин Эдуардович. «Знания должны способствовать удовлетворению наших потребностей, успокоению души, нашей любознательности», — пишет ученый

Ценностная компонента знаний связана с этической составляющей. Предмет философии и место в ней этики четко определены ученым. По мнению Циолковского, философия состоит из метафизики, гносеологии и этики. Первые два отдела служат подготовкой для этики, или научных основ нравственности». Это метафизика (учение о сущности Вселенной и её происхождении) и гносеология (оценка познания, его способ и степень восприятия). Этика — оценка самой жизни существ, цель её, добро и зло.

Ученый сформулировал этические принципы. Это «разумный эгоизм» и принцип ненасилия. «Глобальная космическая этика» имеет и свое уникальное национальное своеобразие — представление о добре и зле, ценность единения, братства, милосердия, чувства совести.