АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ПРИ СОЗДАНИИ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ПРИ СОЗДАНИИ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

© Н.Б.Бодин, Л.В.Куличкова, В.Д.Оноприенко, А.М.Кирюшкин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2008 г.

Экономическая теория и практика пока не выработала единого ме-тодического подхода и определению понятий наукоемкости, и оценки ее влияния на эффективность ракетно-космической деятельности Роскосмоса. Термины, относящиеся к наукоемкости технологий, изделий и услуг, еще не устоялись, и являются предметом научных дискуссий. Пока отсутству-ют исследования, которые позволили бы однозначно связать уровень нау-коемкости с основным показателем экономической эффективности — рыночной стоимостью изделий и услуг..

Инновация представляет собой реализацию нового (новой идеи) или значительно усовершенствованного, модернизированного процесса (изде-лий) или услуг) или процесса, нового метода маркетинга или нового мето-да организации космической деятельности.

Технологические инновации — деятельность организации, связан-ная с разработкой и внедрением технологически новых изделий и процес-сов, а также значительных технологических усовершенствований в продуктах и процессах; технологически новых и значительно усовершен-ствованных услуг, новых или значительно усовершенствованных способов производства (передачи) услуг.

Маркетинговые инновации — реализация новых или значительно улучшенных маркетинговых методов, охватывающих существенные изме-нения в дизайне и упаковке продуктов, использование новых методов про-даж и презентации изделий (услуг), их представления и продвижения на рынки сбыта, формирование новых ценовых концепций, стратегий и док-трин. Они направлены на более полное удовлетворение потребностей по-требителей продуктов, открытие новых рынков сбыта, расширение состава потребителей продуктов и услуг с целью повышения объемов продаж.

Организационные инновации — реализация новых метода космиче-ской деятельности, организации рабочих мест или организации внешних связей. Эти инновации направлены на повышение эффективности деятель-ности организаций, предприятий путем снижения административных и транзакционных издержек, повышения удовлетворенности работников организацией рабочих мест (рабочего времени) и соответственно повыше-ния производительности труда, путем получения доступа к информацион-ным ресурсам, к отсутствующим на рынке активам или снижения стоимости поставок.

Макротехнологии — это совокупность взаимозависимых, взаимо-связанных технологических процессов, позволяющих на базе освоенных ключевых и решающих технологий получить наукоемкую продукцию с необходимыми научно-техническими параметрами, которые обеспечивают ее продвижение на мировые рынки.

Инновационное технологическое развитие отрасли использует среднесрочное и долгосрочное планирование, ориентированное на созда-ние новых ключевых способов решения задачи по принципу «как сделать, чтобы победить конкурента?» и для этого целенаправленно включает нау-ку и новые научные идеи в процесс поиска решений на самой ранней — концептуальной стадии жизненного цикла новых изделий и услуг, как ко-нечный результат космической деятельности.