ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕНТРА КОСМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЛУГИ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕНТРА КОСМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЛУГИ

© И.В.Иванова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2008 г.

Современное образование призвано к созданию оптимальных условий для развития личности, способной к активной реализации своих интеллектуальных и творческих возможностей. Этой проблеме посвящены труды известных ученых: К.Э. Циолковского, В. С. Соловьева, К. Н. Вентцеля. В соответствии с их идеями, в центр научной картины мира ставится человек, способный занять активную позицию в обществе, осмыслить свое место в мире.

Сегодня особо актуальной является задача, способствующая созданию модели организации свободного времени детей и юношества, которая бы позволила развивать разнообразные формы профессионально-педагогической деятельности и максимально отвечать интересам личности.

Центр космического образования (ЦКО) города Калуги с 2006/07 учебного года активно участвует в эксперименте «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие»: педагогическое проектирование модели внешкольного учреждения инновационного типа», реализуемом под руководством доктора исторических наук, профессора Московского государственного гуманитарного института Б. А. Кирмасова. Данный проект призван решить задачи обновления содержания образовательной, воспитательной и социально-педагогической деятельности ЦКО, вывести его на новую ступень развития.

В создание педагогической мастерской по использованию инновационных технологий в образовательном процессе вовлечены методисты и педагоги ЦКО. В рамках данного направления экспериментальной деятельности находят реализацию следующие образовательные проекты: «Аэрокосмическое образование дошкольников», «Использование метода арттерапии в рамках дополнительного образования детей и юношества», «Школьные научные общества», «Социальное проектирование», «Творческое развитие старшеклассников».

Одним из ведущих направлений экспериментальной деятельности стало осуществление психолого-педагогического сопровождения реализуемых проектов. Усилена работа психологической службы учреждения по анализу эффективности учебно-воспитательного процесса ЦКО, выявлению динамики личностных изменений и профессиональных предпочтений учащихся, участвующих в образовательных проектах.

Экспериментальная работа ЦКО, находясь на первых ступенях своей реализации, проводит анализ и обобщение имеющегося опыта и требует дальнейшей серьезной и глубокой проработки.