ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛЕТОВ ПЕРСПЕКТИВНОГО ТРАНСПОРТНОГО КОРАБЛЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ НА КОСМОДРОМЕ «ВОСТОЧНЫЙ»

ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛЕТОВ ПЕРСПЕКТИВНОГО ТРАНСПОРТНОГО КОРАБЛЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ НА КОСМОДРОМЕ «ВОСТОЧНЫЙ»

© А.Н.Бабкин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы космического производства"
2008 г.

Формирование базисных требований для обеспечения работ поисково-спасательных служб (ПСС) космодрома «Восточный» при нештатном пуске пилотируемых транспортных кораблей нового поколения (ПТК НП) двух типов — самолетного и капсулы (парашютный спуск) — позволяет определить предварительный и универсальный варианты ПСС в инфраструктуре космодрома.

Первый пилотируемый запуск космодрома «Восточный» предполагается осуществить уже в 2018 году, поэтому, учитывая продолжительность организационно-технологического цикла работ по созданию комплекса средств поиска и эвакуации космонавтов, исследования в этой области необходимо проводить параллельно с разработкой проектных параметров ПТК НП.

Предварительная проработка вопросов поисково-спасательного обеспечения запуска ПТК НП показала необходимость совместного использования двух ПСС, которые необходимо создать одновременно:

– Авиационная ПСС, расположенная на космодроме, должна обеспечивать сухопутный участок трассы выведения ПТК НП во взаимодействии с подразделениями МЧС, Росаэронавигации, ВВС, а также посадку на территориях иностранных государств;

– Морская ПСС, расположенная на побережье Татарского пролива, посредством экранопланов МЧС и кораблей ВМФ должна обеспечивать морской участок трассы выведения (протяженность зависит от типа ПТК НП в диапазоне около 3500—6500 км).

При этом потребуется развитие направлений исследования по средствам этих двух поисково-спасательных служб, а именно:

– Проработать габаритно-массовые характеристики ПТК НП для адаптации к летно-техническим характеристикам существующих самолетов и вертолетов параллельно с проектированием средств для транспортировки ПТК НП после аварии на участке выведения и при внеаэродромной посадке в целях исключения варианта создания новых авиационных средств поиска и эвакуации ПТК НП;

– Предусмотреть возможность использования кораблей ВМФ с оснащением спасательными и эвакуационными средствами: палубными вертолетами, водолазным и такелажным оборудованием;

– Ввести в состав комплекса средств поиска и эвакуации новый элемент — экраноплан, ранее не используемый в ПСС, но позволяющий существенно сократить время и повысить безопасность спасения космонавтов при прогнозируемой протяженности морского участка трассы выведения ПТК НП. Для этого потребуется восстановить производство экранопланов с необходимыми характеристиками и ввести их в эксплуатацию.

Cхема построения комплекса средства поиска и эвакуации космонавтов в целом позволяет производить поэтапную модификацию элементов и может существенно расширить круг решаемых задач с повышением уровня транспортной безопасности в регионе космодрома «Восточный», поскольку кроме обслуживания поисково-спасательных операций по ПТК НП, элементы предлагаемого комплекса могли бы использоваться при проведении поисково-спасательных работ в Дальневосточном федеральном округе и на Тихоокеанском флоте.