К. Э. ЦИОЛКОВСКИЙ И ЕГО СОВРЕМЕННИКИ О ВОЗМОЖНЫХ ПУТЯХ РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ

К. Э. ЦИОЛКОВСКИЙ И ЕГО СОВРЕМЕННИКИ О ВОЗМОЖНЫХ ПУТЯХ РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ

© В.В.Лыткин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2008 г.

Идеи русского космизма имеют под собою глубокую культурную общечеловеческую традицию. Более того, в рамках русского космизма впервые поднимаются проблемы, которые мы сейчас называем Глобальными проблемами современности. Важнейшей среди них является проблема определения путей развития Человечества и роли в этом космических исследований. Выяснение глобальных философских и общекультурных источников возникновения космонавтики имеет большое значение в познании современного мира и актуально как раньше, так и в настоящее время.

Феномен современной космонавтики и научно-технический прогресс развиваются в тесном взаимодействии и взаимовлиянии. При этом, по нашему мнению, огромное, определяющее влияние на них оказали труды русских космистов. Философское наследие русского космизма, и К.Э. Циолковского, как его классического представителя, разнообразно по содержанию и глубине разработанности общей проблематики и отдельных вопросов. Ему присущи глубокие прозрения, часто опережающие свое время, например, в создании философской и мировоззренческой базы для разработки теоретических основ космонавтики и ее практического развития.

Выяснение возможных путей развития человеческой цивилизации и перспектив его устойчивого существования занимает важнейшее место как в русском космизме, так и в интеллектуальной жизни Западной Европы. Уже в начале ХХ века К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский и другие русские космисты, а также некоторые зарубежные мыслители видели то огромное значение, которое могут иметь в будущем для человечества глобальные проблемы: угроза экологической катастрофы, демографическая проблема, космические катаклизмы, истощение сырьевых ресурсов и т. д.

Наряду со многими современниками (Г. Спенсер, О. Конт, Н. К. Михайловский, П. Л. Лавров) и предшественниками (Ж. Ж. Руссо, К. Сен-Симон, Кондорсе и др.) К. Э. Циолковский и ранние космисты (В. С. Соловьев, Н. Ф. Федоров) стояли на позициях прогрессизма. Они считали, что общественный и научный прогресс будет реализовываться постоянно и неизбежно.

В то же время, ряд философов полагал, что прогресса нет вообще (Ф. Ницше, А. Камю, С. Л. Франк), он носит относительный, спорадический характер (О. Шпенглер), или относится лишь к духовной сфере (С. Н. Булгаков).

К. Э. Циолковский подходил к решению этих и других проблем с антропологической точки зрения. Его глубоко интересовали проблемы духовного развития человечества, его выживания перед лицом возможных глобальных угроз. В частности, близкой и важной темой для него стала проблема определения места христианства и религии вообще в развитии человеческого общества и культуры. Проблема поиска социального и антропологического идеала так же актуальна и значима в творчестве К.Э. Циолковского и русских космистов.