К. Э. ЦИОЛКОВСКИЙ О РОЛИ ПАМЯТИ В КАТЕГОРИИ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА
© Е.Б.Козлова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2008 г.
Психолого-педагогические идеи К.Э. Циолковского до сегодняшнего дня являются не до конца изученными. Многие положения, выдвинутые Циолковским в начале XX века, находят отклик в исследованиях современных педагогов и психологов.
1. Циолковский делит все свойства живых существ на три группы: умственные, нравственные и физические, обращая внимание на различное их соотношение у человека и животных.
2. Умственные способности человека Циолковский делит на пять групп: память, способность её воспроизведения, соображение, способность к наукам, творческие способности. Особое место он отводит памяти, справедливо считая её основой всех остальных способностей.
3. Рассматривая различные виды памяти (зрительную, слуховую, вкусовую, обонятельную и осязательную), Циолковский подчёркивает их значимость для умственного развития человека. Данное положение в настоящее время является основным для сенсорного воспитания ребёнка.
4. Собственно умственные способности связаны с той или иной степенью развития памяти. Он выделяет три степени: узнавание, вспоминание и воображение (в современной терминологии) и так называемую высшую память. Именно высшая память свойственна человеку и заключается в его творческих способностях и талантах: рассказчика, писателя, ремесленника, скульптора, живописца, хореографа, актёра, музыканта, учёного и так далее. В основе высшей памяти лежат зрительная и слуховая, сочетание которых в совокупности со способностью к мускульному воспроизведению и делают из человека человека-творца.