К. Э. ЦИОЛКОВСКИЙ О СВОЙСТВАХ ЧЕЛОВЕКА, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИЦИИ НЕНАСИЛИЯ

К. Э. ЦИОЛКОВСКИЙ О СВОЙСТВАХ ЧЕЛОВЕКА, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИЦИИ НЕНАСИЛИЯ

© Н.И.Климова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2008 г.

Педагогика ненасилия определяется как наука о воспитании, утверждающая принцип ненасилия (то есть признание ценности человека и его жизни, отрицание принуждения как способа решения нравственных, межличностных проблем и конфликтов) в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения.

Педагог, у которого сформирована позиция ненасилия, способен: не раздражаться, не обижаться, быть эмоционально устойчивым, уверенным в себе, преодолевать собственный эгоизм, быть терпимым к мнению другого человека, сдерживать свою агрессивность и формировать в собственном сознании намерения, связанные с ненасильственными действиями, позитивно оценивать детей.

К. Э. Циолковский в своей работе «Свойства человека» указывал на то, что эгоизм, злоба, гнев, мстительность унижают человека, являются тяжелыми состояниями его души, в конечном итоге разрушающими человеческую личность. Константин Эдуардович писал о том, что удовлетворение гнева приятно и успокаивает человека, что только потом, видя иногда непоправимые следы его, он мучается и раскаивается. Ученый был убежден, что такие человеческие качества, как доброжелательность, сострадание, способность к покаянию, совесть, кротость и великодушие, помогут стать человеку истинно высоким, духовным существом, сформулировать у себя позицию ненасилия.

Циолковский утверждал, что лучше это делать в детстве, так как именно в детские годы можно много хорошего создать в человеческой душе и «подавить дурное врожденное». Только разум, логика, изучение души человека, практическое воспитание могут «ослабить дурную силу низменных человеческих инстинктов».