КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЦ ЛЁТНОГО СОСТАВА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
© Т.А.Крапивницкая, Б.Г.Хашба, Л.В.Крапивницкая
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы космической медицины и биологии"
2008 г.
Совершенствование врачебно-летной экспертизы при сердечно-сосудистой патологии (гипертонической болезни, атеросклерозе, нейроциркуляторной дистонии) пилотов должно базироваться не только на углубленном исследовании сердечно-сосудистой системы, но и на комплексном исследовании психики с ее индивидуально-личностными и социально-психологическими особенностями, а также интеллектуальной сферой.
Апробирование комплекса из четырех психологических методик (стандартизированный многофакторный метод исследования личности, метод портретных выборов, прогностические рисуночные методики и метод исследования интеллекта по Айзенку—Горбову) показало высокие диагностические возможности этих методик при клинико-психологическом обследовании пилотов с сердечно-сосудистыми заболеваниями и позволило выявить признаки дезадаптации личности.
Психодиагностика должна использовать такой набор тестов, в котором каждый метод направлен на изучение разных уровней самосознания. Многочисленные психологические опросники, не защищенные шкалами достоверности, аппелируют к осознанному «Я». Вербальные тесты, у которых имеются шкалы, оценивают надежность полученных данных (MMPI — СМИЛ), позволяют выявить внутреннюю картину «Я» через установочные тенденции, агравирующие и нивелирующие личностные особенности пилотов. Наиболее объективные тесты, использующие невербальные стимулы (цвета, портреты, рисунки и т. п.), позволяют диагностировать неосознаваемые, бессознательные переживания. Понятие бессознательного в психологии было введено З. Фрейдом в начале ХХ века, выступившего с новым, нетрадиционным видением человека… «Бессознательным мы называем психический процесс, существование которого мы должны предположить …Мы вынуждены прийти к неутешительному выводу, что Сверх — Я и сознательное, с одной стороны, и вытесненное и бессознательное — с другой, ни в коем случае не совпадают…» (Фрейд З., 1933, 1989).
К. Э. Циолковский показал две психические стороны личности в статье «Вместо злорадства — ужас и самоотвержение. Ликвидация несовершенного и эгоистическое сострадание» (1934). Бессознательно человек думает, что глупые делают его умным, несчастные оттеняют счастье, хорошо, что кругом меня слабость, глупость, рабство, страдание, болезни. «Мы в таких мыслях не признаемся…» С другой стороны великий ученый показывает сознательные компоненты психики: «Их судьба — моя судьба…Ужас и забота: как бы устранить на Земле все дурное, все страдания и все горести».
Прогностические рисуночные методики являются основой невербальной и косвенной оценки особенностей работы бессознательного. Мы получили возможность раскрыть более глубокий уровень переживаний, который лежит в основе клинических проявлений сердечно-сосудистой патологии у пилотов. Одними из первых, кто занимался изучением рисуночных методик, были русские ученые — В. К. Воронов (1910), Ф. Чада (1911). Нами использовались прогностические рисуночные методики в модификации Б. Е. Егорова. Изучение бессознательной сферы пилотов прогностическими рисуночными методиками выявило основные бессознательные переживания, дестабилизирующие их в социальной среде и приводящие к развитию сердечно-сосудистой патологии. Связь между соматическими заболеваниями и психической деятельностью существует (С. С. Корсаков, 1956; Л. Н. Собчик, 2003). Психические перенапряжения вызывают нарушения в вегетативной нервной системе. Дисфункция вегетативной нервной системы приводит к функциональным нарушениям в сердечно-сосудистой системе, в дальнейшем к органическим изменениям и возникновению психосоматических расстройств.
Таким образом, изучение бессознательной сферы пилотов позволило выявить определенные психологические особенности у здоровых пилотов и пилотов с сердечно-сосудистой патологией, что важно для постановки правильного экспертного диагноза. Особенности личности, выявленные традиционными психологическими методиками, были подтверждены и дополнены изучением бессознательной сферы пилотов. Клинические и психологические методы, в частности рисуночные методики, позволили повысить количество информации о сознательных и бессознательных компонентах психики, выявить декомпенсирующие факторы и события, которые приводят к развитию и прогрессированию сердечно-сосудистой патологии.