ЛОГИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТА ИДЕАЛЬНОГО СТРОЯ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

ЛОГИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТА ИДЕАЛЬНОГО СТРОЯ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© А.В.Хорунжий, Т.Н.Желнина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2008 г.

Понять взаимосвязь различных направлений творческой деятельности К.Э. Циолковского, увидеть логику во всем разнообразии его интересов, обычно объясняемых «причудами гения», невозможно, если не анализировать главную цель его исканий — показать людям путь к лучшему, к счастливому будущему. С этой точки зрения созданный им проект совершенного общественного устройства — «идеального строя жизни» — оказывается вершиной, а точнее, логическим завершением его научных и философско-этических трудов.

«Всю жизнь я думал о жизни и смерти, о лучшем устройстве общества», — признавался Циолковский (Этика или естественные основы нравственности // Архив РАН. Ф. 555. Оп. 1. Д. 372. Л. 3). По-видимому, не будет ошибкой отнести начало этих размышлений к ранней юности Циолковского, когда он шестнадцатилетним юношей покинул после окончания третьего класса Вятскую мужскую гимназию и в течение трех московских лет самостоятельно овладевал основами наук. Его мало привлекало классическое образование. Кумирами Циолковского были великие естествоиспытатели — астрономы, физики, математики. Ему казалось, — совсем в духе его времени, — что человек, овладевший естественно-научным знанием, способен будет ответить на самые сокровенные вопросы Бытия: как произошел мир, каково место человека во Вселенной, какие пути ведут человечество и человека к счастью. Естествознание представлялось ему рычагом, с помощью которого можно «перевернуть мир» — избавить его от бед и страданий, горя и лишений, дикости и невежества, бедности и пороков. Следуя традиции своего времени, Циолковский начал с изучения простейших, базовых дисциплин ко все более сложным — согласно распространенной в тот период позитивистской классификации. Складывавшийся в его сознании идеал «единой, вселенской» науки побуждал к синтезу творчески освоенного знания. Под влиянием естественно-научной литературы он привык сосредоточивать внимание исключительно на телесной стороне реальности. Тенденция к материалистическому истолкованию мира явно преобладала при формировании его мировоззренческих ориентиров. Верховным принципом его мировоззрения стали вера в неограниченные возможности науки, в точное знание, способное решить все проблемы бытия и гарантировать достижение счастья и блаженства, вера в личность, в ее творческие силы, в ее «естественное» благородство и доброту. Этот духовный склад слагался с удивительной быстротой. Хотя познавательная активность Циолковского в период занятий самообразованием была направлена в первую очередь на освоение естественно-научной литературы, произведения философов также составляли определенную часть круга его чтения.

Более 60 лет продолжался процесс познания Циолковского, в котором можно выделить три основных периода.

1873 г. — первая половина 1890-х годов. Постепенное осознание Циолковским несовершенств мира определило содержание этого этапа его жизненного и творческого пути («Мир отчаянно несовершенен»). Вступление в пору юности сопровождалось у него формированием потребности в самореализации путем поиска научных ответов на «вечные» вопросы Бытия, которые и позволили бы ему внести свой конкретный вклад в совершенствование мира. Совершенствование мира Циолковский видел в достижении человечеством «вечного блаженства», то есть состояния некончающейся радости и счастья. Для этого он считал необходимым соединиться с уже пребывающим, по его мнению, в состоянии «вечного блаженства» миром космоса. Очень остро воспринимая действительность, придя к выводу о том, что жизнь человеческая переполнена горем, бедами и несчастьями, Циолковский открыл для себя, что избавление от них будет исходить от Вселенной. Его ум просто отказывался верить в то, что беспредельный мир, окружающий Землю, также может быть страдающим и несовершенным. Поэтому ему страстно хотелось овладеть пространствами и богатствами земной и внеземной природы, научиться жить без тяжести. Так сложилась проблематика его работ этого периода: транспортные средства для перемещения в пределах земного шара, физика невесомости, происхождение Вселенной в целом и отдельных небесных тел.

До середины 1890-х годов им было написано 20 произведений. Практически все они касались проблем воздухоплавания, авиации и аэродинамики, физики космоса, астрономии, космологии и космической биологии. И только несохранившаяся статья «Графическое изображение ощущений» (1880) и заметка «Молитва» (1887) отразили его мировоззренческие искания. Именно в этот период Циолковский разработал теорию металлической «складывающейся» оболочки дирижабля переменного объема. Параллельно Циолковский внимательно изучал литературу, в которой описывались достижения пионеров авиации, строивших и испытывавших модели «птицеподобных аппаратов» — Пено, Труве, Тотена, Бутлера, Стрингфелло, Можайского, Лэнгли. Опираясь на их опыт и собственные аэродинамические исследования, он выполнил расчет цельнометаллического самолета, сопроводив его описанием конструкции моноплана, которая вошла в литературу, как техническое предвидение, опередившее свое время на четверть века. Еще не зная, на каком транспортном средстве человек будет способен преодолеть силу земного тяготения, Циолковский сосредоточился на изучении неракетных способов преодоления земного тяготения — экваториальных многоярусных поездов и гигантской пушки, а также погрузился в мир космических скоростей и явлений, свойственных среде без тяжести. Его занимали также вопросы об источнике мировой энергии и продолжительности существования отдельных небесных тел и Вселенной в целом. Циолковский еще не касался в своем творчестве философской и социальной проблематики. Создается впечатление, что тогда он только «открывал» для себя Вселенную, не располагая наблюдениями, достаточными для философских обобщений.

Вместе с тем он последовательно утверждался в намерении по-своему толковать Евангелия и создать свою естественно-научную версию христианства. Ему казалось, что Церковь исказила содержание христианских проповедей и только он — Циолковский — сумел их правильно понять и даже найти естественнонаучные доказательства их истинности, поскольку, так же как и Христос два тысячелетия назад, сумел услышать и воспринять «голос Вселенной». Отвергнув христианство в том понимании, которое предлагала Церковь, он счел себя учеником и последователем «своего» Христа. Так, субъективно — в собственных глазах — Циолковский был с Христом, объективно же — против него. Ведь намеченный им путь к «вечному блаженству» предполагая радикальное преобразование мира, включая и метод, названный им «искусственным подбором», который состоял в явном противоречии с одним из главных постулатов христианства: не желай другому того же, чего ты не хотел бы пожелать себе.

Вторая половина 1890-х годов — первая половина 1910-х годов. Это сложный и многоплановый период. Эпиграфом к нему могут служить строки Циолковского: «Каждое разумное существо есть воин, сражающийся за свое лучшее будущее». Именно тогда в его творческих исканиях наметился переход от констатации несовершенств мира к призыву к активной установке на его преобразование.

В эти годы написано 56 произведений, из которых 8 касались философских и социальных вопросов. Выделить какое-нибудь доминирующее направление его исследований трудно. По-прежнему много внимания уделялось обоснованию конструкции цельнометаллического дирижабля переменного объема. С целью убедить оппонентов в реальности своих идей, ученый начал строить модели оболочки уменьшенных размеров. Наиболее крупные и значительные работы содержали результаты экспериментов по аэродинамике, а также теоретических исследований по проблемам космонавтики. Важными итогами стали: разработка впервые в мире основ теории ракетно-космического полета и первые попытки изложить свою философско-этическую концепцию.

Еще две важные особенности этого периода: с 1912 г. Циолковский стал упоминаться в российской печати как пионер космонавтики; в ноябре 1913 г. Циолковский узнал из прессы, что кроме него изучением проблемы заатмосферного полета занят Р. Эсно-Пельтри.

Характерной чертой стало появление у Циолковского уверенности в возможности в недалеком будущем коренных социальных преобразований. Из воспоминаний Л. К. Циолковской: «Забастовкам 1905 г. он очень обрадовался… Манифесту освобождения и Государственной думе радовался». «Отец, до тех пор мало веривший в наши мечты о близком падении самодержавия, страшно обрадовался свободам. Активного участия в борьбе он не принимал, но против исключения гимназистов протестовал…».

Наряду с событиями революции 1905 г. отзвук в настроении и в социальной позиции Циолковского нашло начало первой мировой войны, оказавшее огромное влияние на проблематику его творческих исканий. Из воспоминаний Л. К. Циолковской: «Войну считал безумием и начинающих ее ненавидел всем существом». Негативная реакция на «мировую бойню», как выражался сам Циолковский, и предопределила его решение активно участвовать в процессе социальных преобразований, выступив с проектом «идеального» общества.

Вторая половина 1910-х годов — 1935 г. «Надо как можно скорее получить счастье на Земле». Эти слова могли бы стать эпиграфом к последней главе жизни Циолковского. Именно в эти годы он переориентируется на философскую и социальную проблематику. Он не только констатирует несовершенство земного общества, но пытается убедить читателей в том, что оно преходяще, что нельзя медлить, а нужно действовать и устранять все препятствия на пути научно-технического и социального прогресса. Сам он придавал огромное значение этому направлению своих исследований: «Трудно решить, какие открытия важнее: технические или по устройству общества. Склоняюсь сам, без колебания, к последнему». Из воспоминаний Л. К. Циолковской: «После Октябрьской революции у него появилась вера в силу народа и усилился интерес к земному переустройству, которому он научно старался помогать, а также интерес к общественной деятельности разных времен и народов».

В последнее двадцатилетие жизни Циолковским написано 487 произведений, из которых около 170 — на философские и социальные темы. Есть что-то новое в этом потоке работ. Циолковский очень хотел, чтобы его поняли, он шел навстречу читателям. Но шел не только с теоретическими положениями, но и с практическими рекомендациями — как жить, чтобы сделать жизнь хорошей; как строить дирижабли и ракеты, чтобы уже в обозримом будущем овладеть атмосферой и внеземным пространством; как организовать и устроить вне Земли; как овладеть богатствами Вселенной; как преобразовать Землю и человека; как решить судьбу человечества.

Характерной чертой этого периода стало стремление «вписать» свою «Космическую философию» в систему диалектического материализма. Из воспоминаний Л. К. Циолковской: «Последние годы его интерес к этой философии снова возрос. Ему захотелось найти точки соприкосновения со своей космической философией. И вот, очевидно, для лучшего объяснения этого вопроса он поручил мне написать биографию выдающихся личностей, как философов, так и политиков, а также изложить сущность диалектического материализма, что я и сделала работой «Диалектика в природе и обществе» (1933—1934)».