МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЯ ОКИСИ УГЛЕРОДА И МЕТАНА В ВОЗДУХЕ ПАССАЖИРСКОГО ПОМЕЩЕНИЯ И КАБИНЫ АВТОМОБИЛЯ

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЯ ОКИСИ УГЛЕРОДА И МЕТАНА В ВОЗДУХЕ ПАССАЖИРСКОГО ПОМЕЩЕНИЯ И КАБИНЫ АВТОМОБИЛЯ

© Ю.Н.Николаев
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и научное прогнозирование"
2008 г.

В связи с бурным развитием автомобильного транспорта в России проблемы, связанные с экологией автомобиля становятся все более значимыми. Загрязнение от автомобилей становится в крупных городах одним из основных. Это требует существенного повышения эффективности контроля воздуха как за выбросами автомобилей, так и в салоне автомобиля. Согласно ГОСТ Р 51206-2004 необходимо в салоне автомобиля контролировать окись углерода, диокись азота, окись азота, метан, предельные алифатические углеводороды и формальдегид. Для их контроля применяют газовую хроматографию с использованием плазменно-ионизационного детектора, оптико-акустическую инфракрасную спектроскопию, хемилюминесценцию. Однако указанные методы являются весьма трудоемкими, требуют дорогого стационарного оборудования, длительных процедур получения результатов, предварительного отбора проб. При этом контроль каждого вещества необходимо проводить по индивидуальной методике. Это делает процедуру контроля вредных веществ в кабине автомобиля неэффективной. Указанный ГОСТ допускает и другие методы, не уступающие по метрологическим характеристикам.

Представлена технология контроля веществ с использованием аппаратов типа «электронный нос» ГАНК-4 РБ. В работе детально изучено применение прибора в салоне автомобиля и в камерах размером от 10 до 56 000 литров, что сравнимо по объему со средой обитания современных пилотируемых КК. Контроль двух веществ окиси углерода и метана показал, что прибор обеспечивает, в пределах погрешности, контроль по эталонным смесям, в пределах погрешности ±20 %. Исследованы разные времена выдержки смеси и изучена проблема сохранности смеси в камерах.