МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© В.И.Майорова, Г.А.Полтавец, К.А.Майоров
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2008 г.
Коренные структурные преобразования в экономике, сокращение государственного заказа, диверсификация промышленного производства оказывают непосредственное влияние на выбор современных моделей и технологий высшего технического образования. Изменившиеся условия производства выдвигают к выпускникам ВУЗов ряд новых требований: способность самостоятельно решать не только технические, но и организационно-экономические проблемы; уметь адекватно представить результаты своего труда; обладать навыками делового общения и управления персоналом. В этой связи высокую эффективность приобретает личностно-ориентированная модель подготовки специалистов. Наиболее полно она реализуется в составе системы непрерывного процесса инженерного образования, спроектированной на основе компетентностного подхода и включающего в себя три блока: доВУЗовского образования (профориентация, подготовка и отбор), ВУЗовского обучения (с применением педагогических технологий непосредственного участия их в проектировании, создании и эксплуатации сложной техники) и послеВУЗовского сопровождения специалистов.
Такой подход позволяет целенаправленно формировать системное мышление элитных специалистов как творческих личностей. Для этого, опираясь на высокую базовую подготовку, получаемую в рамках государственных образовательных стандартов, в образовательный процесс внедряются новые педагогические технологии, направленные на развитие природных возможностей и способностей обучаемых с целью приобретения ключевых компетенций и соответствующих им профессионально значимых личностных качеств.
Непрерывность образовательного процесса, совмещение базового и дополнительного обучения с элементами коллективной практической деятельности на всех этапах подготовки элитных специалистов, нежесткое регулирование каждого из трех вышеуказанных блоков образовательной системы отличают ее от традиционной и выводят на принципиально новый, синергетический уровень.
В соответствии с этим, все виды интеллектуального, корпоративного и духовно-нравственного воспитания специалистов технического профиля осуществляются через учебный процесс и, главным образом, посредством обучения технике и техническому творчеству в рамках дополнительного образовательного процесса. С этой целью проектируются специальные формы учебно-воспитательного процесса: надпредметные лекции, эвристические семинары, ситуационные контрольно-обучающие тренинги, практическая работа над реальными проектами образцов новой техники и другие.
В докладе рассматривается модель управления системой дополнительного образования, функциональная роль которого заключается во взаимодействии с внешней средой, прогнозировании развития интеллектуального рынка труда и гибком управлении за счет введения новых элементов дополнительной образовательной технологии.
Приведены примеры практической реализации разработанной модели и ее внедрения в образовательный процесс через личностно-ориентированные программы: «Космос», «Космонавтика и ракетная техника», «Исследование космоса: теория и практика», «Практическая космонавтика», «Студенческий микроспутник «Бауманец», «Лунная исследовательская мобильная база» и другие.