МОНИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЕДИНСТВА МИРОЗДАНИЯ КАК ФИЛОСОФСКОЕ ОСНОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ИДЕЙ А. Л. ЧИЖЕВСКОГО

МОНИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЕДИНСТВА МИРОЗДАНИЯ КАК ФИЛОСОФСКОЕ ОСНОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ИДЕЙ А. Л. ЧИЖЕВСКОГО

© С.В.Терехов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2008 г.

Для А. Л. Чижевского, являющегося одним из наиболее значительных представителей естественно-научного направления русского космизма, идея монистического единства мироздания стала отправной точкой на пути его научного и художественного творчества. На её формирование решающее влияние оказало знакомство с философскими взглядами К.Э. Циолковского, для которого принцип монизма составляет теоретическую основу космической философии.

Опираясь на современные достижения естествознания, А. Л. Чижевский видел первооснову мироздания в открытой в конце XIX в. структурной субатомной частице вещества — электроне. При этом электрон рассматривается им как основной носитель фундаментального электромагнитного взаимодействия, которое пронизывает всю Вселенную. Именно оно связывает живое и неживое вещество, обеспечивая их взаимозависимость. В этом заключается принципиальное отличие монизма А. Л. Чижевского и К.Э. Циолковского. Электромагнитное взаимодействие, в отличие от атомов в концепции панпсихизма, лишь ставит живые и неживые материальные объекты в соответствие друг другу, а отнюдь не уравнивает их.

Развивая свои представления об электронной субстанции вещества, ученик дополняет концепцию учителя в двух направлениях: философском и естественно-научном. Во-первых, он стремится избавиться от устаревших представлений, заменяя атомы эфира на электроны и, главное, отвергая панпсихизм материи. Во-вторых, он решает важнейшую техническую проблему, связанную с обеспечением нормальной жизнедеятельности экипажей космических кораблей. На этой философской основе А. Л. Чижевский разрабатывает оригинальное учение об аэроионификации (искусственном создании внутри жилых помещений электрически ионизированного воздуха, благотворно действующего на организм человека).

В рамках тех же монистических представлений А. Л. Чижевский обосновывает важную философскую идею — зависимость живого и неживого вещества планеты от периодического изменения солнечной активности. Значимость данной идеи при анализе философского наследия учёного велика уже потому, что она является основой всех последующих работ автора в области гелиобиологии (объясняя явления биологической эволюции с помощью законов солнцедеятельности) и гелиотараксии (выявляя связь солнцедеятельности с социальными процессами в человеческом обществе).

Эти теории, в свою очередь, позволяют автору принять древний философский принцип всеобщего кругообращения, на основе которого он говорит о бесконечности эволюционного процесса, о постоянном кругообороте, в котором находится материя космоса.

Таким образом, принцип монистического единства мира способствовал формированию А. Л. Чижевским целостной философско-мировоззренческой системы, наиболее впечатляющие построения которой, обоснованные автором как с философской, так и с естественно-научной точек зрения, до сих пор не нашли однозначного понимания в научном сообществе.