МОТИВ — ДВИЖУЩАЯ СИЛА ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
© Е.С.Чернова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2008 г.
Современное дополнительное образование отличается от общего тем, что ученик приходит в кружок, секцию или клуб добровольно. Одной из задач педагога при этом является удержание ребёнка в кружке. Здесь особую роль играет мотивация, примером которой может служить жизнь К.Э. Циолковского. Циолковский прошел творческий путь от собственных фантазий к научному расчету, к работам в области космонавтики. Каковы же мотивы, побуждающие ученого к реализации жизненной цели — возможности выхода человека во Вселенную?
Процессуально-содержательный мотив. Стимулы, влияющие на процессуально-содержательную мотивацию, характеризуются новизной и изменением; неожиданностью; сложностью; неопределенностью. Все необычное стимулирует поисковую активность и вызывает положительные эмоции.
Деятельность, активность — вот те сущностные характеристики человека и человечества, которые приобретают особое значение для Циолковского. Увлечения Константина Эдуардовича почти исключительно касались сферы его творческих интересов. Своей работой Циолковский увлекался до самозабвения, подчиняя ей свои интересы и интересы домочадцев. Сложность работы активизировала творческие возможности ученого, благодаря чему Циолковский полностью растворялся в предмете деятельности, забывая о собственном «Я».
Отсутствие боязни возможных ошибок и неудач являлось побуждением к деятельности. В своих исследованиях Константин Эдуардович был честен: он с легкостью мог признать ошибочность ранее сделанных выводов.
Полная концентрация внимания, мыслей и чувств на деле дает возможность достижения поставленной цели. Внимание Циолковского было максимально концентрированным, в работе он находил удовлетворение, и даже плохое самочувствие не препятствовало работе.
Психологи отмечают, что чем больше человек уверен в своих способностях, тем настойчивее он будет в достижении цели и преодолении трудностей. Самостоятельность и революционная смелость суждений характерны для всей жизни Константина Эдуардовича. Полная включенность Циолковского в исследовательскую деятельность, ощущение собственной компетентности, собственных возможностей явились важным побуждением для достижения жизненных целей.
Мотив самоутверждения. Если человек получает обратную связь относительно своих успехов, то его уверенность в своих способностях, несомненно, возрастает, и таким образом он получает поощрение к настойчивым действиям. Такое подкрепление было необходимо и Циолковскому. Неслучайно во многих своих брошюрах он помещал восторженные отзывы читателей его «Этики» и «Монизма», выдержки из научно-популярных статей о его научном творчестве.
Гражданский мотив. Творчество Циолковского в области воздухоплавания подчинялось основной идее — улучшению благосостояния и условий жизни всего человечества. Идея всеобщего счастья преследовала ученого на протяжении всей его жизни. Проблемы смысла жизни и перспектив человечества постоянно волновали Константина Эдуардовича.
В истории человечества нередко вчерашняя фантастика превращалась в реальность. Мечты великого провидца близки нам, живущим в век космической эры.