НЕКОТОРЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ ЖРД МНОГОРАЗОВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА ЖИДКИХ УГЛЕВОДОРОДНЫХ ГОРЮЧИХ И ОХЛАДИТЕЛЯХ

НЕКОТОРЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ ЖРД МНОГОРАЗОВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА ЖИДКИХ УГЛЕВОДОРОДНЫХ ГОРЮЧИХ И ОХЛАДИТЕЛЯХ

© В.А.Алтунин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Проблемы ракетной и космической техники"
2008 г.

В 2008 году исполняется 100 лет со дня рождения основоположника отечественного ракетного двигателестроения академика В. П. Глушко. Академиком В. П. Глушко и его соратниками были созданы уникальные жидкостные ракетные двигатели (ЖРД), которые являлись и до сих пор являются самыми надёжными в мире. Общая тенденция развития отечественной космонавтики тесно связана с новой техникой многоразового использования, в частности, с разработкой ЖРД многоразового использования (ЖРДМИ).

Создание ЖРДМИ на жидких углеводородных горючих и охладителях невозможно без знаний особенностей теплоотдачи к ним при до- и сверхкритических параметрах по давлению и температуре. В докладе подробно рассматриваются позитивные и негативные аномальные эффекты, способы и методы их использования и борьбы с ними. Автором разработаны пути совершенствования существующих конструктивных схем ЖРД для перевода их в ЖРДМИ. Созданы новые конструктивные схемы топливно-охлаждающих каналов, форсунок, датчиков и систем контроля с выводом данных в наземный и бортовой компьютеры и на специальные табло наземного оператора и космонавта. Проведена классификация предложенных новых конструктивных схем деталей, блоков и систем ЖРДМИ: без электростатических полей, с электростатическими полями, гибридных.

Новые конструктивные схемы ЖРДМИ на жидких углеводородных горючих и охладителях позволят повысить эффективность, надёжность, безопасность, ресурс, экономичность и экологичность не только самих двигателей, но и ракетно-космической техники многоразового использования в целом. Кроме того, открываются возможности интенсификации теплоотдачи к жидким углеводородным горючим и охладителям, уменьшения веса двигателя, увеличения полезной нагрузки, применения новых углеводородных горючих с повышенной энергетикой, использования одновременно сразу несколько типов жидких углеводородных горючих, увеличения тяги, увеличения дальности полёта, применения резервного (аварийного), например, электростатического распыла горючего и др.