НЕСКОЛЬКО ВОПРОСОВ ПО ПОВОДУ МИРОВОЗЗРЕНИЯ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

НЕСКОЛЬКО ВОПРОСОВ ПО ПОВОДУ МИРОВОЗЗРЕНИЯ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© А.С.Стрельцов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2008 г.

Большое видится на расстоянии, и сегодня, спустя более ста пятидесяти лет со времени рождения К.Э. Циолковского мы видим, что это был великий человек, оставивший после себя весьма заметный след в истории человечества, в развитии науки и практического освоения космоса. Существует масса людей и масса направлений в изучении творчества и идей Циолковского, но нам бы хотелось поставить несколько вопросов по поводу мировоззрения великого человека. И вот почему.

Мировоззрение как система взглядов и представлений человека о мире и месте человека в этом мире является фокусом, соединяющим объективные и субъективные стороны человеческого существования, неким результирующим моментом всей жизнедеятельности человека. Здесь соединяется все: и тело, и самосознание, и самочувствие человека, здесь квинтэссенция воспитания и фокус всех отношений человека в мире и обществе. В творческом наследии К.Э. Циолковского мы найдем много работ, связанных с раскрытием его мировоззрения. О мировоззрении К.Э. Циолковского написано много работ. Однако проблема заключается в том, что до сих пор нет четкого и вразумительного понимания основных параметров — подчеркиваем, основных параметров — мировоззрения этого великого ученого, этой личности.

Какие вопросы возникают в связи с этим?

1. Какова концепция мироздания К.Э. Циолковского? Мыслится ли она как бесконечная и сама в себе сущая реальность или существует причина его возникновения и развития? Причиной космоса занимались В. В. Казютинский, В. Е. Ермолаева, В. В. Лыткин, Т. Н. Желнина и другие авторы, но достаточно четкого ответа мы так и не находим.

2. Живая ли Вселенная? Какие надмировые разумные силы управляют ей? Что значит живой атом? Этим проблемам посвящены публикации Л. В. Фесенковой, В. В. Казютинского, В. И. Алексеевой и других авторов, но вопрос не закрыт.

3. Мировоззрение — это всегда и самосознание человека. Что мыслил о себе Циолковский? Здесь сложный клубок размышлений и эмоций, здесь много догадок и ценных мыслей о человеке вообще, но так и не можем мы сегодня дать какую-либо законченную концепцию Циолковского—человека.

4. Каково место человека в обществе? А что такое само общество? Богатая палитра мыслей, сегодня весьма актуальных. Как построить справедливое общество? Каково космическое будущее человечества? По этому поводу написано много работ: Л. В. Лескова, В. И. Алексеевой, В. В. Лыткина, С. Н. Касаткиной и других. Но нужны новые приемы и средства, требуется найти особые методологические приемы для изучения такого явления в истории человечества как мировоззрение К.Э. Циолковского.

5. Предлагаем усилить изучение самостоятельного направления в исследовании наследия К.Э. Циолковского — его мировоззрения. Это будет полезно многим: политикам, педагогам, философам и так далее — всем, кто хоть немного думает о судьбе человека в нашем мире и обществе.