НОВАТОРСКИЕ ИДЕИ УЧИТЕЛЯ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

НОВАТОРСКИЕ ИДЕИ УЧИТЕЛЯ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© М.В.Реймер
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2008 г.

Изучение и обобщение опыта творчески работающих учителей школьной практики является важным методом научного исследования. Этот опыт является источником познания закономерностей процесса воспитания и обучения. В основе каждого конкретного педагогического опыта лежит идея, теоретическое положение. Именно их надо выявить, осмыслить, обобщить, сформулировать и рекомендовать учителям. Истинно творческий, новаторский опыт позволяет значительно сэкономить время и силы педагогов и учеников и при этом получить высокое качество обучения и воспитания. Он упрощает и оптимизирует педагогический процесс. К новаторам в отечественной педагогике можно отнести К.Э. Циолковского, К. Д. Ушинского, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко. Яркими примерами творчества является опыт современных учителей-новаторов: Ш. А. Амонашвили, Е. Н. Ильина, С. Н. Лысенковой, И. П. Иванова, В. Ф. Шаталова и других.

Циолковский посвятил себя делу воспитания и обучения детей. Во всех инспекторских отчетах отмечалось положительное влияние личности учителя на своих учеников. Циолковский, хорошо зная современную ему школу, критиковал ее за отсутствие глубоко научного образования, за оторванность от жизни, практики, настаивал на свободе и вариативности учебных программ. Он ориентировался не на муштру, а на предоставление ученикам и учителям как можно большей свободы и самостоятельности. Циолковский применял в своей работе принципы обучения, которые в современной дидактике стали классическими и используются современными учителями для оптимизации учебно-воспитательного процесса в школе. Это принцип наглядности, научности, связи теории с практикой. Принцип сознательности и активности он считал одним из основополагающих. Проверка понимания нового материала должна, по мнению ученого, проводиться как индивидуально, так и фронтально, и при этом весь класс должен быть включен в работу.

Анализируя новаторские идеи, которые предлагал и использовал Циолковский в своём педагогическом опыте, можно увидеть те направления, которые сегодня актуальны для современного образования. Это гуманно-личностный подход к ученику, учение без принуждения, создание условий для развития у ребенка самостоятельности, творчества.

Уроки учителя-новатора Циолковского не утрачивают своего значения для современной педагогики и школы.