О ПОДХОДЕ К ВЕРИФИКАЦИИ ТАРИРОВОЧНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК КИНЕМАТИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ПРИ ОБРАБОТКЕ ТЕЛЕМЕТРИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ РАКЕТ-НОСИТЕЛЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБРАТНОЙ ЗАДАЧИ ДИНАМИКИ

О ПОДХОДЕ К ВЕРИФИКАЦИИ ТАРИРОВОЧНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК КИНЕМАТИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ПРИ ОБРАБОТКЕ ТЕЛЕМЕТРИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ РАКЕТ-НОСИТЕЛЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБРАТНОЙ ЗАДАЧИ ДИНАМИКИ

© В.А.Меньшиков, С.А.Онкин, А.Л.Силецкий
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и механика космического полета"
2008 г.

В ходе анализа испытательных запусков имеют место ситуации, когда на некоторых участках необходимо с наибольшей точностью получить реализованные в полете значения ряда кинематических параметров (составляющих кажущейся скорости, углов тангажа, рыскания, угловых скоростей и т. д.). Погрешность величины, получаемой в результате обработки телеметрических измерений, можно представить в виде аддитивной комбинации двух погрешностей. Одной из них является погрешность самого измерителя кинематического параметра (акселерометра, гироблока и т. д.), получаемого или непосредственно в виде электрической величины, или преобразуемого на борту в некий аналоговый или цифровой сигнал для передачи по радиотелеметрическому каналу. Другой является погрешность преобразования принятого сигнала в соответствующую величину кинематического параметра в соответствии со своей тарировочной характеристикой (масштабным коэффициентом). Минимизация именно этой погрешности путем верификации или уточнения тарировочной характеристики является целью исследования.

Исходными данными являются высокоточные траекторные измерения, получаемые наземными измерительными средствами или аппаратурой системы ГЛОНАСС, стоящей на борту. Они преобразуются в параметры траектории движения ракеты-носителя, которые подставляются в систему ее дифференциальных уравнений движения. Далее, проводя ряд преобразований на основе методов решения обратной задачи динамики, получаем значения искомых кинематических параметров. Как правило, при этом оказывается удобным перейти от действительных параметров движения к кажущимся. Сравнение двух совокупностей одного и того же кинематического параметра, полученных различными способами, позволяет уточнить тарировочную характеристику или сделать вывод о том, что погрешность преобразования при ее использовании является допустимой.

Следует отметить, что обязательным является приведение полученных в результате решения обратной задачи значений кинематических параметров к тем моментам времени, к которым «привязаны» телеметрические измерения.