О ПРИРОДЕ НЕОБЫЧНЫХ ВИДЕНИЙ И СПОСОБНОСТЕЙ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО
© М.Н.Миронова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2008 г.
К. Э. Циолковский был приверженцем идеи о разумности Вселенной. Он видел в своей жизни судьбу, руководство высших сил. К материалистическому мировоззрению у него примешивалось что-то таинственное, вера в нечто непостижимое, как сам он считал, связанное с Первопричиной. Вероятно, для него это была не только метафора, но и результат субъективного опыта.
В жизни ученого имели место загадочные явления. Во-первых, это необычные видения. Так, в Боровске он однажды тайно пожелал воочию увидеть Бога, и вдруг увидел высоко над горизонтом облако в виде правильного креста, превратившегося затем в человека. Позднее, в Калуге, он увидел латинские буквы, составленные из облаков — «rAy», которые интерпретировались им в «рай». В работах «Монизм Вселенной» и «Воля Вселенной. Неизвестные разумные силы» он анализирует это событие.
Во-вторых, это необычный характер его знаний. Так, он описал в своих работах явление невесомости, будто сам его испытывал, характер передвижения по Луне, будто сам ходил по ней, виды Земли из космоса, будто сам ее видел оттуда.
Современная гуманитарная психология уже отчасти может объяснить подобные необыкновенные явления и способности, поэтому возникает рабочая гипотеза: они могут быть связаны с измененными состояниями сознания (ИСС). В частности, для ИСС характерны: необычные перцепты; чувство подлинности воспринимаемого, растворения границ между «Я» и всем миром, Вселенной; раскрытие необычных, как сейчас говорят, резервных способностей, одной из которых является феномен «прямого проникновения» в различные природные процессы.
Но вопросом остается другое — стоит ли их раскрывать искусственно, если они не даны естественным, природным способом, или, как это было с Циолковским, с неблагоприятным развитием. У Константина Эдуардовича, наверняка, они обусловлены перенесенным в детстве заболеванием, приведшим к глухоте. Все ли нужно бросать на алтарь науки, ведь жизнь его семьи заставляет в этом усомниться. Нужно ли с целью сформировать новых гениев такой трагической ценой «раскрывать» подобные способности с помощью психотехники?