ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО РАКЕТОСТРОЕНИЯ»
© М.Н.Охочинский
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2008 г.
В Балтийском государственном техническом университете (БГТУ) «Военмех» имени Д. Ф. Устинова подготовка специалистов в области ракетно-космической техники ведется с 1946 года. К настоящему времени сложилась определенная структура обучения инженеров-ракетчиков, предусматривающая, в частности, построение обучения на основе знания инженерной истории ракетной техники и космонавтики. Рассмотрим некоторые особенности преподавания дисциплины «История отечественного ракетостроения» как основы дальнейшего изучения студентами дисциплин своей будущей специальности.
На первом занятии проводится тестирование, задания которого включают вопросы по трем направлениям: физические основы реактивного движения, факты из истории ракетной техники и космонавтики, общая техническая эрудиция студента (не связанная напрямую с прослушанными ранее курсами). Входное тестирование помогает преподавателю установить исходный уровень подготовки студентов.
Каждая из последующих лекций сопровождается показом фильма (документального или художественного), связанного с излагаемым материалом. При этом используются не только отечественные киноленты (например, «Взлет», «Укрощение огня»), но и иностранные фильмы (например, фрагменты из американской ленты «Apollo-13»).
В дальнейшем студентам предоставляется возможность осмотреть образцы отдельных ракетных систем, находящихся в кабинете материальной части кафедры «Ракетостроение». Более подробное изучение образцов предусмотрено на третьем курсе, в ходе дисциплин большого цикла «Устройство и функционирование».
Важность работы студентов в кабинете материальной части уже на раннем этапе обучения определяется следующими двумя факторами: осмотр размещенных в кабинете образцов, сопровождаемый пояснениями преподавателя, позволяет создать у студента правильное представление как об истории развития ракетной технике, так и о современном состоянии ракетостроения; самостоятельный детальный осмотр размещенных в кабинете образцов помогает студентам при выполнении индивидуального домашнего задания по дисциплине.
Задание выдается в середине семестра и предусматривает составление максимально полного и технически грамотного описания предложенной для изучения ракетной системы с использованием всех доступных студентам источников научно-технической информации (техническая литература, научная периодика, сеть Интернет).
Завершается изучение дисциплины «История отечественного ракетостроения» зачетным занятием, которое включает ответ на ряд вопросов по разделам курса и повторное прохождение теста, усложненного по отношению к тесту входному. Повторное тестирование позволяет оценить изменения в знаниях студента с момента начала его профессионального обучения.
Профессиональная подготовка, предусматривающая в качестве первого этапа изучение инженерной истории ракетно-космической техники, дает свои результаты. Знания, полученные в ходе изучения «Истории отечественного ракетостроения», предварительное знакомство с образцами кабинета материальной части действительно готовят студентов к более серьезной работе, которая ждет их уже на следующий год: в течение одного семестра они должны в деталях изучить конструкцию пяти ракетных систем.