ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАХОВАНИЯ ПРОЕКТОВ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
© Д.А.Медведчиков, С.В.Савельева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2008 г.
Являясь приоритетным направлением государственной политики, космическая деятельность требует значительных финансовых вложений на всех этапах жизненного цикла изделий ракетно-космической техники (РКТ) и космических проектов. В связи с этим государство стремится активнее привлекать внебюджетные средства для реализации космических программ.
Достижение стратегических целей в области космической деятельности, эффективное использование и развитие потенциала ракетно-космической промышленности в значительной степени зависят от уровня обеспечения безопасности ракетно-космических комплексов, космической и производственной деятельности предприятий и организаций (далее по тексту — предприятий) ракетно-космической промышленности. Развитие новых технологий, рост промышленного производства, использование опасных производств и высокорисковых видов деятельности при усилении конкуренции приводят к увеличению числа аварий и катастроф изделий РКТ, сопровождающихся значительными материальными, экологическими и социальными последствиями, гибелью людей. Космическая деятельность относится к опасным видам человеческой деятельности.
На современном этапе развития ракетно-космической промышленности появились новые экономические условия и формы осуществления космической деятельности.
Проведение экономических реформ привело к изменению сформировавшегося в период преобладания государственной собственности механизма компенсации ущербов, причиненных стихийными бедствиями, природными и техногенными катастрофами, появлению новых видов рисков (например, финансовые и коммерческие риски, практически полностью отсутствовали на внутреннем рынке).
При рыночной экономике объемы государственной поддержки сокращаются во много раз. Субъекты космической деятельности, предприятия ракетно-космической промышленности должны сами заботиться о создании механизмов ликвидации ущербов при наступлении критических ситуаций.
В условиях, когда гарантии, предоставляемые государством средствами федерального бюджета участникам космической деятельности, значительно ослабли, необходимость создания эффективной системы страховой защиты от рисков космических проектов и ракетно-космической промышленности не вызывает сомнений.
Создание отечественной системы космического страхования находится пока в начальной стадии. Это обусловлено, прежде всего, существовавшей в СССР монополией государства на проведение космических исследований и реализацию космических программ (в том числе и компенсацию ущерба средствами государственного бюджета). По этой причине не было необходимости в страховании, как системе гарантий компенсации возможных ущербов в ракетно-космической промышленности.
Переход к управлению космической деятельностью рыночными методами требует разработки, создания и внедрения системы страхования космических рисков, как особой формы экономических отношений между субъектами космической деятельности.
Развитие теоретической и практической базы страхования космических рисков крайне необходимо для повышения безопасности космической и хозяйственной деятельности предприятий ракетно-космической промышленности, дальнейшей коммерциализации космической деятельности и привлечения инвестиционного капитала в силу того, что существующие подходы к анализу и оценке рисков предприятий и проектов ракетно-космической промышленности, методики организации и условия страхования космических рисков в новых экономических условиях недостаточно исследованы.