ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАХОВАНИЯ ПРОЕКТОВ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАХОВАНИЯ ПРОЕКТОВ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

© Д.А.Медведчиков, С.В.Савельева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Экономические вопросы космической деятельности"
2008 г.

Являясь приоритетным направлением государственной политики, космическая деятельность требует значительных финансовых вложений на всех этапах жизненного цикла изделий ракетно-космической техники (РКТ) и космических проектов. В связи с этим государство стремится активнее привлекать внебюджетные средства для реализации космических программ.

Достижение стратегических целей в области космической деятельности, эффективное использование и развитие потенциала ракетно-космической промышленности в значительной степени зависят от уровня обеспечения безопасности ракетно-космических комплексов, космической и производственной деятельности предприятий и организаций (далее по тексту — предприятий) ракетно-космической промышленности. Развитие новых технологий, рост промышленного производства, использование опасных производств и высокорисковых видов деятельности при усилении конкуренции приводят к увеличению числа аварий и катастроф изделий РКТ, сопровождающихся значительными материальными, экологическими и социальными последствиями, гибелью людей. Космическая деятельность относится к опасным видам человеческой деятельности.

На современном этапе развития ракетно-космической промышленности появились новые экономические условия и формы осуществления космической деятельности.

Проведение экономических реформ привело к изменению сформировавшегося в период преобладания государственной собственности механизма компенсации ущербов, причиненных стихийными бедствиями, природными и техногенными катастрофами, появлению новых видов рисков (например, финансовые и коммерческие риски, практически полностью отсутствовали на внутреннем рынке).

При рыночной экономике объемы государственной поддержки сокращаются во много раз. Субъекты космической деятельности, предприятия ракетно-космической промышленности должны сами заботиться о создании механизмов ликвидации ущербов при наступлении критических ситуаций.

В условиях, когда гарантии, предоставляемые государством средствами федерального бюджета участникам космической деятельности, значительно ослабли, необходимость создания эффективной системы страховой защиты от рисков космических проектов и ракетно-космической промышленности не вызывает сомнений.

Создание отечественной системы космического страхования находится пока в начальной стадии. Это обусловлено, прежде всего, существовавшей в СССР монополией государства на проведение космических исследований и реализацию космических программ (в том числе и компенсацию ущерба средствами государственного бюджета). По этой причине не было необходимости в страховании, как системе гарантий компенсации возможных ущербов в ракетно-космической промышленности.

Переход к управлению космической деятельностью рыночными методами требует разработки, создания и внедрения системы страхования космических рисков, как особой формы экономических отношений между субъектами космической деятельности.

Развитие теоретической и практической базы страхования космических рисков крайне необходимо для повышения безопасности космической и хозяйственной деятельности предприятий ракетно-космической промышленности, дальнейшей коммерциализации космической деятельности и привлечения инвестиционного капитала в силу того, что существующие подходы к анализу и оценке рисков предприятий и проектов ракетно-космической промышленности, методики организации и условия страхования космических рисков в новых экономических условиях недостаточно исследованы.