ОЦЕНКА ОБСТАНОВКИ НА БОРТУ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНАЛИЗА РЕЧЕВОЙ ИНФОРМАЦИИ

ОЦЕНКА ОБСТАНОВКИ НА БОРТУ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНАЛИЗА РЕЧЕВОЙ ИНФОРМАЦИИ

© Т.А.Ильина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2008 г.

Речь является основной, наиболее удобной и продуктивной формой передачи информации. Особую значимость она приобретает в условиях космоса, где становится практически единственным каналом связи космонавта с Землей. В связи с этим можно говорить о необходимости изучения речевой деятельности в условиях космоса, как ключевого аспекта в решении целого ряда практических задач.

Одной из таких задач является поиск методов и средств повышения информативности речи, что повысило бы точность информации и эффективность коммуникации. Не следует забывать и о проблемах речевого диалога с техническими средствами, которые особенно остро встают в связи с постоянным развитием новых технологий.

Но наиболее важной задачей является изучение речи как естественного процесса, по которому можно судить о психическом и физическом состоянии космонавта, а также о тех внешних факторах, которые оказывают на него влияние. Таким образом, речевая информация, поступающая с космического аппарата, кроме своей прямой функции, выполняет также функцию показателя обстановки на борту космического аппарата и, в частности, является индикатором состояния адресанта речевого сообщения. В процессе оценки речевой информации, в свою очередь, можно выделить два аспекта. Первый аспект, психолингвистический, заключается в непосредственном анализе речи космонавта, осуществить который можно путем сопоставления различных характеристик речи (синтаксической структуры, лексического состава) в двух коммуникативных ситуациях: в нормальных условиях (на Земле) и в условиях космоса. (Рассмотрение именно двух ситуаций позволяет учесть индивидуальные особенности речи). Исходя из полученных результатов, в каждом конкретном случае делаются выводы о тех факторах, которые могли привести к различию характеристик речи в этих ситуациях. Второй аспект анализа речевой информации связан с оценкой акустических характеристик речи, которые в рамках поставленной задачи являются довольно информативными. Данный аспект больше связан с техническими трудностями, возникающими при учете и сравнении акустических параметров. Эту проблему можно решить, частично применяя технологии распознавания речи, позволяющие преобразовывать речевой сигнал в спектральное представление, где определяется немногочисленный, но высокоинформативный набор параметров.