ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© Е.И.Сахарова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2008 г.

Педагогическая культура, по мнению Е. Ю. Захарченко, — это часть общечеловеческой культуры, интегрирующая историко-культурный педагогический опыт и регулирующая сферу педагогического взаимодействия. Поэтому реализация педагогической культуры в педагогической деятельности позволяет учителю проявить себя в выбранном стиле педагогического мышления, сознания и деятельности.

Уровень развития педагогической культуры сугубо индивидуален для учителя. Ее формирование подчинено различным факторам, но ведущим является собственная активность личности, источником которой выступает эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность для К.Э. Циолковского-ученого стала значимой составляющей его жизни. Организация учебного процесса на преподаваемых им дисциплинах была ориентирована на приобретение практического опыта и приобщение учеников к наукам, пригодным для жизни.

Педагогическая культура нередко отождествляется с грамотностью, эрудированностью, образованностью, иногда ее сводят к педагогическому такту и педагогической технике, обеспечивающей воздействие на учащихся. Циолковский постоянно занимался самообразованием, изучал высшую математику, делал модели геометрических тел и физические приборы. В отношениях с учениками был тактичен, формировал познавательный интерес путем включения каждого в учебную деятельность. В его деятельности проявлялось особое мастерство, позволяющее вызвать интерес к математическим законам и физическим формулам даже у пассивных учеников. Он был деликатным, обладал выдержкой и чувством меры. Такое отношение к людям он отмечал в работе «Права и обязанности существ», утверждая, что ошибки и заблуждения даже для гениального человека неизбежны.

Константин Эдуардович выступает перед учениками как личность с особым мировоззрением. Е. И. Волкова, одна из учениц Циолковского, вспоминая об учителе, пишет, что это был человек великого ума, изумительной энергии и настойчивости, с величайшей верой в пути прогресса и техники, он был всегда сосредоточен, задумчив, непохожий на окружающих, одним словом, был таким особенным, которым бывают все великие люди, мыслители. Вдохновение учителя нередко передавалось и ученикам. Говорил Константин Эдуардович просто, но занимательно и увлекательно. Компетентность учителя создавала интеллектуальную атмосферу урока и способствовала формированию положительного отношения к обучению.

Председатель совета епархиального училища протоиерей Иоанн Протопопов отмечал, что Циолковский представляет собой исключительный экземпляр педагога, одаренного от природы особыми способностями к изучению точных математических наук и редкой способностью преподавать учащимся даже отвлеченные математические истины в простой, наглядной, общедоступной форме.