ПЕРСПЕКТИВНАЯ ВЫСОКОШИРОТНАЯ МНОГОЦЕЛЕВАЯ КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЕЕ ЭКИПАЖЕЙ

ПЕРСПЕКТИВНАЯ ВЫСОКОШИРОТНАЯ МНОГОЦЕЛЕВАЯ КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЕЕ ЭКИПАЖЕЙ

© В.А.Довженко
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2008 г.

Федеральной космической программой РФ на 2006—2015 гг. предусмотрено проведение конструкторских, технологических, исследовательских и других работ с целью создания необходимого задела для создания отечественной высокоширотной многоцелевой космической станции (МЦКС). Предусматривается создание принципиально другой (в отличие от посещаемой станции с ограниченным перечнем целевых задач) станции, а именно, многоцелевой пилотируемой ОКС, функционирующей на орбите с наклонением ~ 71° и обеспечивающей, в том числе, решение целого ряда «новых» задач — развитие космических технологий до уровня перехода к опытно-промышленным методам получения на пилотируемых станциях материалов, препаратов и веществ с уникальными свойствами и недостижимыми или труднодостижимыми на Земле для использования в лазерной технике, микро- и оптоэлектронике, клинической медицине и в народном хозяйстве, развитие методов мониторинга Земли из космоса до уровня повседневного использования в интересах социальных потребителей, обслуживание малых автоматических космических аппаратов (КА).

Задача разработки требований к облику, бортовым системам и порядку использования высокоширотной многоцелевой космической станции в части обеспечения эффективной деятельности и безопасности экипажей требует системного подхода к ее решению.

Анализ имеющихся конструктивно-технологических проработок по МЦКС, показывает, что в настоящее время можно говорить лишь о вариантах конструктивно-технического облика МЦКС. Это позволяет лишь в самом общем виде выявить ее особенности, специфические опасности и мероприятия по обеспечению эффективной и безопасной деятельности экипажей.

В целях минимизации эксплуатационных расходов, МЦКС может использоваться (во всяком случае, в начале эксплуатации) в посещаемом режиме и выполнять только те задачи, которые невозможно выполнить на Международной космической станции (МКС). Для обеспечения жестких требований по вибрационным перегрузкам, точности ориентации и другим параметрам, предъявляемыми уникальными технологическими процессами, станция должна быть способна функционировать в беспилотном режиме длительное время.

Для проведения периодических работ по обслуживанию технологического и другого оборудования, а также проведения регламентных и ремонтных работ по служебным системам на станцию предполагается доставлять периодически (1—2 раза в год) экспедиции посещения и необходимые средства на транспортных пилотируемых кораблях (ТПК).

В процессе разработки и изготовления высокоширотной МЦКС должна быть реализована вся совокупность традиционных мероприятий и требований по обеспечению эффективной деятельности и безопасности ее экипажей на всех этапах космического полета. Однако перечисленные выше ее особенности обуславливают определенную специфику в обеспечении безопасности экипажей МЦКС.

В этой связи одним из ключевых направлений работ является разработка научно-методического и нормативного обеспечения, которые затем должны быть положены в основу отработки ТТЗ на ОКР по созданию МЦКС, комплексных программ обеспечения надежности и безопасности.

Второе, техническое направление работ включает следующие основные мероприятия:

– максимально возможное использование тех конструктивных и технологических решений, которые успешно отработаны в процессе эксплуатации ОПК «Мир» и МКС;

– внедрение новых технических решений (новых материалов, покрытий и т. п.), направленных на исключение (уменьшение) таких вредных (и даже опасных) процессов, как пылеобразования, шумы, коррозия, плесень и др.

– разработка и последующая реализация целевой программы по всестороннему изучению совокупности специфических опасностей для экипажей как в процессе их деятельности на борту МЦКС, так и при выведении на орбиту и аварийном спуске. Особое внимание при этом должно быть уделено принципиально новым решениям и задачам станции. В частности, необходимо специальное рассмотрение вопроса обеспечения безопасности экипажа перспективных ТПК (посадка на лес, склоны гор и др.). Проблематичными также (из-за отсутствия опыта) являются задачи технического обслуживания свободнолетящих беспилотных КА экипажами МЦКС и обеспечения их безопасности.

Третье направление включает три узловых мероприятия: обеспечение необходимой надежности ракет-носителей, модернизацию ТПК и обеспечение возможностей Федеральной поисково-спасательной службы РФ по осуществлению операций поиска и спасения экипажей в связи с их полетами на высокоширотных орбитах.

Четвертое направление связано с созданием (совершенствованием) технических средств подготовки космонавтов по вопросам безопасности и разработкой учебно-методического задела для подготовки экипажей МЦКС.

В докладе приведены основные результаты исследований по указанным направлениям обеспечения эффективной деятельности и безопасности экипажей МЦКС на различных этапах ее создания и эксплуатации в части разработки комплекса требований к ее облику, бортовым системам и порядку использования, а также необходимого нормативно-технического и методического обеспечения, в том числе для подготовки экипажей МЦКС.