ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОПРОВОДЯЩИХ ПОЛИМЕРНЫХ ВОЛОКОН ДЛЯ МОЛНИЕЗАЩИТЫ КАНАТ-КАБЕЛЕЙ ПРИВЯЗНЫХ АЭРОСТАТОВ

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОПРОВОДЯЩИХ ПОЛИМЕРНЫХ ВОЛОКОН ДЛЯ МОЛНИЕЗАЩИТЫ КАНАТ-КАБЕЛЕЙ ПРИВЯЗНЫХ АЭРОСТАТОВ

© Г.Г.Ковалев, Е.В.Нарышкин, П.А.Пономарев, Б.Н.Тараканов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2008 г.

Снижение погонной массы канат-кабелей для привязных аэростатов неизменно остается одной из самых актуальных проблем воздухоплавания. При разработке конструкций канат-кабелей особое внимание уделяется созданию системы молниезащиты, позволяющей существенно расширить возможные условия функционирования привязных аэростатов.

Традиционный способ применения оплетки из медных проволок теоретически хорошо проработан и дает вполне удовлетворительные экспериментальные результаты. К сожалению, использование медного экрана приводит к значительному (свыше 30 %) увеличению погонной массы канат-кабеля, что в большинстве случаев является неприемлемым для разработанных конструкций аэростатов.

В данной работе рассматривается возможность использования в качестве молниезащитного экрана электропроводящих графитонаполненных полимерных волокон. Электропроводящие волокна известны сравнительно давно. Они обладают почти в 4 раза меньшей чем у меди плотностью, но в то же время сохраняют до 70 % ее электропроводности. Помимо этого волокна имеют повышенную износостойкость и устойчивость к химическим реагентам.

Проведенные экспериментальные исследования показали принципиальную возможность применения волокнистых композиционных материалов для создания новых конструкций молниезащитных экранов канат-кабелей. В настоящее время разработана конструкция и идет подготовка к изготовлению первого макета канат-кабеля с молниезащитным экраном из полимерных волокон.