ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ «ГЛОНАСС»
© Н.А.Кузнецова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2008 г.
В настоящее время орбитальная группировка ГЛОНАСС насчиты-вает 16 спутников, из них 13 «Глонасс-М», то есть сигнал покрывает уже 92 % территории России. В течение этого года добавится еще, что позво-лит полностью покрыть территорию России навигационным сигналом. В 2009 ГЛОНАСС должна состоять из 24 КА, т. е. будет обеспечено 100 %-ное глобальное покрытие.
Российский рынок портативных навигаторов переживает настоящий бум. В прошлом году на нем было реализовано от 80 до 100 тысяч спутни-ковых навигаторов. В текущем году прогнозируется увеличение продаж в три раза! Наличие второго приемного модуля — ГЛОНАСС — дает из-вестное конкурентное преимущество. Во-первых, повышается надежность приема сигнала в сложных условиях. Во-вторых, повышается устойчи-вость к различным помехам, в том числе искусственным. Сначала «двой-ные приемники» будут ориентированы именно на российский рынок, а затем, по мере отработки технологий и поставке массового производства, сеть продаж распространиться и на другие страны. Спрос ожидается ко-лоссальный: ежегодно на мировом рынке продается порядка 30 миллионов автомобильных и «карманных» спутниковых навигаторов!
Вопрос: смогут ли «двойные» приемники ГЛОНАСС/GPS выдер-жать конкуренцию на свободном рынке, более сложные в техническом плане и, соответственно, более дорогие, чем «односистемные». Интернет-опрос посетителей тематического сайта показал интересный результат: 17 % покупателей готовы приобрести качественный ГЛОНАСС приемник практически за «любые деньги», т. к. российская космическая навигацион-ная система ГЛОНАСС позволит странам не зависеть в вопросах получе-ния навигационной информации от одной лишь американской GPS.
Но есть серьезное противоречие между общим осознанием необхо-димости наращивания выпуска отечественной НАП и отсутствием полно-ценного рынка спутниковых навигационных технологий в стране. Предприятиям приходится вести разработки потребительской аппаратуры на свой страх и риск.
Развитие НАП сдерживают отсутствие электронных компонентов, несовременный дизайн бытовой продукции, отсутствие геоинформацион-ного сервиса в России. Чтобы достичь необходимого уровня навигацион-ных и геоинформационных технологий, потребуется два-три года.
Ключевой вопрос — совершенствование правовых и кредитных ме-ханизмов, что должно обеспечить спрос на услуги навигации. И — глав-ный вывод: необходим прямой госзаказ, финансирование двухсистемных ГЛОНАСС/GPS-приемников из госбюджета, стимулирование частно-государственного партнерства, нацеленного на создание массовых быто-вых устройств с функцией ГЛОНАСС-навигатор, формирование на их ос-нове навигационно-информационных услуг.
В прошлом году по соответствующей федеральной целевой про-грамме «Глобальная спутниковая система» было выделено около 10 млрд руб. В 2008 эта цифра увеличится (по имеющейся информации, речь идет об удвоении суммы годового бюджета на ФЦП если не в теку-щем, то в следующем году). Основные средства, выделяемые на ГЛОНАСС, сейчас пойдут именно на часть программы — создание элек-тронных карт.
Модернизация ГНСС ГЛОНАСС с КА «Глонасс-М» и КА «Глонасс-К» предусматривает к 2011 г. достижение паритета по выходным характе-ристикам с системами GPS и Galileo и обеспечение конкурентоспособно-сти ГЛОНАСС на мировом рынке навигационных услуг. Сегодня реализован этап модернизации наземного комплекса управления: произве-дена замена центрального синхронизатора, осуществлен переход на безза-просную технологию и т. д.