ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ПРОИЗВОДСТВЕ КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ПРОИЗВОДСТВЕ КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

© А.Г.Бакланов, А.Н.Рабочий
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2008 г.

На мировом космическом рынке основным спросом в сегменте техники пользуются спутники связи и дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ). Спутники дистанционного зондирования широко используются в решении задач природопользования, в сельском хозяйстве, строительстве, при ликвидации последствий природных и техногенных катастроф. Проблемой российского рынка ДЗЗ является практически полное отсутствие собственной группировки спутников и малый спрос на снимки из-за низкой жизнеспособности населения.

Разработка спутников ДЗЗ производится в рамках управления проектами, как базовых элементов стратегического управления и функционирования организации, определяющих её прибыльность и конкурентоспособность. Существующим методам планирования присущи специфические проблемы: обеспечение соответствия технических характеристик растущим потребностям заказчиков, адекватность оценки сроков и стоимости проектов в их планировании (существующая погрешность достигает 300 %), систематические срывы поставок комплектующих, обусловленные сложностью системы кооперации и отсутствием действенных юридических мер по защите заказчика.

В этих условиях, на мой взгляд, необходимо в первую очередь повышение обоснованности плановых показателей проектов на базе комплекса методов прикладного отраслевого стратегического управления, в том числе проектами с использованием статистических прогнозных моделей технических требований {ТТ}, сроков {Т} и стоимости проектов {С}, что является предметом данной совместной работы МГТУ им. Н. Э. Баумана и ОАО «ВПК «НПО машиностроения».