ПРОГНОЗНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПУТЕЙ МОДЕРНИЗАЦИИ КОСМИЧЕСКИХ СИСТЕМ ПОИСКА И СПАСЕНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТ АВИАЦИОННЫХ КАТАСТРОФ

ПРОГНОЗНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПУТЕЙ МОДЕРНИЗАЦИИ КОСМИЧЕСКИХ СИСТЕМ ПОИСКА И СПАСЕНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТ АВИАЦИОННЫХ КАТАСТРОФ

© Н.В.Дедов, В.Н.Дедов, В.Д.Оноприенко
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и научное прогнозирование"
2008 г.

Дальнейшее развитие, совершенствование и обеспечение функционирования российского сегмента международной спутниковой системы поиска и спасания КОСПАС-САРСАТ, на первом этапе в период до 2010 года и во втором до 2015 года в составе 2—4 космических аппаратов, требует глубокой модернизации, с целью получения повышенной оперативности доставки информации (до 10 с) с аварийных буев и точности определения их местоположения (до 100—150 м), что обеспечит безусловное выполнение принятых Российской Федерацией международных обязательств.

В результате функционирования КОСПАС-САРСАТ проведено более 4000 спасательных операций и спасено более 15000 человек.

Малоразмерные аппараты «Стерх» и аппаратура поиска и спасания, установленная на геостационарных космических аппаратах «Электро-Л», «Луч-5А» и среднеорбитальные космические аппараты «Глонасс-К», обеспечивают повышенную точность определения координат объектов ( 100 м), оперативность получения аварийного сообщения (менее 10 с) и пропускная способность (число одновременно работающих аварийных радиобуев > 150 штук), при глобальном обнаружении терпящих бедствие объектов, что обеспечит выполнение в полном объеме международных обязательств.

Существует принципиальная возможность модернизации существующей космической системы поиска и спасания (КСПС) КОСПАС-САРСАТ для определения мест авиационных катастроф по одной посылке в течение 1 мин с точностью 50 м.

Для этого необходимо модернизировать радиобуи КСПС КОСПАС-САРСАТ, работающие в диапазоне 406 МГц (далее АРБ406) следующим образом:

– исключить из состава АРБ406 передатчик «ближнего» привода, работающий на частоте 121,5 МГц;

– включить в состав аварийного сообщения данных о скорости, высоте, долготе, широте и курсе летательного аппарата, получаемые от навигационного приемника системы ГЛОНАСС/GPS;

– уменьшить период повторения посылок АРБ406 в 5—10 раз (до 5—10 с), содержащих точные координаты, полученные либо от НП АРБ406, либо от навигационной системы летательного аппарата.

Разработанные в 2005—2006 гг. в ФГУП «РНИИ КП» современные аварийные радиобуи (типа СКИФ111А и АРБ406) способны сформировать аварийный сигнал в течение 10—30 с после подачи электропитания в режиме «Катастрофа» с периодом повторения посылок 5—10 с в течение 100—300 с, тем самым обеспечив электромагнитную совместимость в существующей КСПС КОСПАС-САРСАТ существующими типами АРБ406.

Получение требуемых результатов по данному направлению исследований обеспечит равноправное участие Российской Федерации в международных космических программах и проектах, с целью гарантированного доступа к конечным результатам реализации таких проектов и программ. Эффективность системы поиска и спасания подтверждена многолетней практикой применения.