ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕЙ ФУНКЦИИ КОСМИЧЕСКИХ ТРЕНАЖЕРОВ
© Б.Наумов, Л.Шевченко
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2008 г.
Целевым назначением космических тренажеров (КТ) является обеспечение возможности формирования и совершенствования у космонавтов профессионально-важных навыков и умений, необходимых для управления пилотируемыми космическими аппаратами и выполнения всех поставленных задач программами полетов. Для обеспечения целевого назначения в КТ реализуются две основные целевые функции:
– моделирование функционирования объекта управления и условий работы космонавтов;
– обучение космонавтов (формирование и совершенствование профессиональных навыков).
Совершенно очевидно, что основные целевые функции КТ взаимосвязаны уже изначально при формировании требований к разрабатываемым тренажерам, и ведущая роль в этом принадлежит обучающей функции.
В общем случае, для обеспечения обучающей функции на тренажере в соответствии с ГОСТ 20921-75 должно быть реализовано:
– моделирование интерьера рабочего места оператора;
– моделирование в регулируемом масштабе времени динамики объекта в штатных и предполагаемых нештатных ситуациях;
– имитация внешней визуальной обстановки;
– моделирование физических факторов полета, вызывающих у операторов ощущения, адекватно связанные с алгоритмом их деятельности;
– управление процессом обучения и тренировки;
– контроль, оценка и регистрация деятельности операторов в процессе обучения и тренировки;
– воспроизведение информации, зафиксированной в процессе обучения и тренировки, возврат на любой предыдущий этап.
В докладе рассмотрены пути улучшения обучающей функции КТ. Это, прежде всего, совершенствование моделирования объекта управления. И здесь важным является точное определение достаточных исходных данных к модели объекта управления, внешней визуальной обстановки, условиям работы космонавтов, необходимых для моделирования объекта управления, а также нештатных и аварийных ситуаций. При этом большие резервы, кроются в использовании современных средств и технологий для перечисленных задач моделирования.
Вторым направлением является совершенствование системы контроля и управления процессом обучения. Здесь существенное значение имеет реализация задач, связанных с расширением методических возможностей тренажера и автоматизацией функций контроля действий экипажа. В числе этих задач — автоматизированная оценка операторской деятельности, регистрация и документирование процесса тренировки и ее результатов для их использования на этапе разбора и при самоподготовке, запись и воспроизведение тренировки. Также как и в первом случае, важным является правильное определение исходных требований к процессу и организации контроля и управления, информационно-управляющей модели на пультах контроля и управления (ПКУ), правильный выбор технических средств построения ПКУ и систем отображения информации.
Третьим направлением является совершенствование методических принципов к процессу обучения и проведению тренировок. Здесь резервы улучшения обучающей функции следует искать в совершенствовании методик, разработке учебных информационных моделей, обеспечивающих адаптивность к уровню подготовленности и действиям обучаемых, планировании и управления процессом обучения, организация и поддержка баз данных тренажера, в том числе, начальных условий, нештатных ситуаций, результатов тренировок, данных по экипажам.