РАБОТЫ В. П. ГЛУШКО ПО ВЫБОРУ РАКЕТНОГО ТОПЛИВА (К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

РАБОТЫ В. П. ГЛУШКО ПО ВЫБОРУ РАКЕТНОГО ТОПЛИВА (К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

© В.Ф.Рахманин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "История ракетно-космической науки и техники"
2008 г.

Из всей плеяды отечественных выдающихся главных конструкторов ракетной техники только В. П. Глушко продолжил работы К.Э. Циолковского в области расчетно-теоретических исследований и практического применения новых ракетных топлив. Уже при изучении первых работ Циолковского у Глушко началось формирование понимания важности правильного выбора ракетного топлива для получения эффективного ЖРД. Об этом он упомянул в одном из писем к Циолковскому в 1923 г. и получил одобрение патриарха космической техники. В своем дипломном проекте Глушко разрабатывал техническую идею сжигания металлических стержней в электрическом разряде, что позволяло получить исключительно высокий удельный импульс тяги. Однако эта идея опережала технические возможности времени, и Глушко занялся разработкой ЖРД на химических топливах.

Проводя в 1930—1933 гг. научно-исследовательские работы по определению оптимального состава топлива, он сначала использовал однокомпонентные унитарные жидкие топлива, а, убедившись в их взрывоопасности, перешел на двухкомпонентные топлива. Использовав ряд химических веществ, Глушко выбрал топливо — азотная кислота и керосин. Определившись с топливом для проведения экспериментальных работ по формированию конструкции ЖРД, Глушко продолжал свои расчетно-исследовательские работы по оценке возможности использования различных химических веществ в качестве компонентов ракетного топлива. Эти работы легли в основу курса лекций для слушателей Военно-Воздушной академии им. Н. Е. Жуковского, прочитанных в 1933—34 гг. Лекции были изданы в 1936 г. тиражом 1000 экз. Это было первое в мире учебно-справочное пособие по химическим ракетным топливам, охватывающее большинство химических элементов и соединений, пригодных для использования в качестве ракетного топлива. В лекциях содержится также перечень оценочных характеристик для выбора топлива, состоящий из 20 пунктов.

Рекомендации по выбору ракетного топлива для практических целей нашли свое продолжение в книге В. П. Глушко и Г. Э. Лангемака: «Ракеты, их устройство и применение» (1935 г., тираж 700 экз.), а затем в курсе лекций «Топливо для ЖРД», прочитанных для слушателей Высших инженерных курсов при МВТУ им. Баумана в 1948 г. Все эти материалы были обобщены в изданной в 1955 г. монографии: «Источники энергии и их использование в реактивных двигателях».

С 1946 г. по 1955 г. Глушко успешно модернизировал двигатель немецкой ракеты А-4 (Фау-2), работающий на кислороде и этиловом спирте, а в период 1954—1962 гг. под его руководством разрабатывались двигатели на топливе — кислород и керосин. В последующие годы Глушко руководил разработкой двигателей, работающих на высококипящих долгохранимых компонентах топлива: азотная кислота, а затем азотный тетроксид с НДМГ. Эти топлива обеспечивали требования высокой боеготовности для ракет военного назначения. А для космических ракет Глушко использует жидкий кислород и НДМГ, жидкие фтор и аммиак, проводится цикл работ по использованию высококонцентрированной перекиси водорода с пентобораном, и затем гибридом бериллия.

В конце своей творческой жизни Глушко возглавил разработку сверхмощной космической ракеты «Энергия», у которой двигатели I ступени работали на кислородно-керосиновом топливе, а II ступени — на кислородно-водородном.

Не оставил без внимания Глушко и теоретическую часть работ по химическим топливам: с 1965 г. до конца жизни он возглавлял Научный совет при Президиуме АН СССР по проблеме «Жидкое ракетное топливо», а также руководил работами в Институте горючих ископаемых по определению термодинамических свойств и констант химических веществ. Под его редакцией вышли многочисленные фундаментальные справочники, получившие широкое распространение, как в нашей стране, так и за рубежом.