РАЗВИТИЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РАЗВИТИЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Н.И.Барышникова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2008 г.

В современном обществе уровень образования каждого человека, его интеллектуальный потенциал, рассматриваются как стратегический ресурс. Именно поэтому в системе дополнительного образования учебный процесс построен таким образом, чтобы раскрыть творческий потенциал личности, развить исследовательский тип мышления, обучить учащихся исследовательским навыкам, приобщить к традициям науки. Одним из приоритетных направлений работы Центра космического образования (ЦКО) города Калуги является развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся. ЦКО, совместно с Управлением образования города Калуги, является организатором городских конференций школьников.

Одна из таких конференций, которая ежегодно проходит в период школьных осенних каникул, посвящена памяти К.Э. Циолковского. К участию приглашаются учащиеся образовательных учреждений. Все работы, предоставляемые для рассмотрения, содержат исследования учащихся в сферах, связанных с космонавтикой. В рамках конференции состоится выставка «Взлет», на которой представляются детские творческие работы по космической тематике.

Конференция учащихся «Старт в науку» проводится ежегодно в феврале месяце. В ней принимают участие учащиеся начальной школы и среднего звена, тематика работ не ограничивается и содержит исследования из любой области знаний.

По результатам участия в городских конференциях формируется состав делегаций города Калуги для участия во всероссийских конкурсах и чтениях.

В последнее время наблюдается тенденция увеличения заинтересованности учебно-исследовательской работой и со стороны учащихся, и со стороны преподавателей. Очень важно поддерживать и стимулировать этот процесс, потому что у детей впервые появляется возможность в профессиональной ориентации, а это одна из главных задач системы дополнительного образования. Кроме того, педагогам всегда интересно чувствовать заинтересованность учащихся результатами своей работы. Исследовательская деятельность — инновационный метод обучения — в ЦКО широко используется. Он позволяет выявить устойчивую мотивацию, заинтересованность в проведении исследования, что способствует всестороннему развитию личности ребенка, его творческой самореализации и саморазвитию.