РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ АЛГОРИТМОВ СТОЛКНОВЕНИЙ МАНЕВРЕННЫХ САМОЛЁТОВ В ВОЗДУХЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ АЛГОРИТМОВ СТОЛКНОВЕНИЙ МАНЕВРЕННЫХ САМОЛЁТОВ В ВОЗДУХЕ

© В.Ю.Бережной, В.В.Воробьёв, В.А.Прозоров
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2008 г.

В работе рассматриваются вопросы снижения аварийности ЛА военного назначения из-за столкновений в воздухе, прежде всего при выполнении полетов на групповую слетанность и атаки воздушной цели.

Актуальность работы определяется:

– высокой аварийностью технически исправных воздушных судов военного назначения из-за столкновений в воздухе;

– отсутствием или недостаточной эффективностью бортовых систем предотвращения столкновений;

– неуклонным повышением требований к уровню безопасности полетов, расширением режимов применения боевых ЛА.

В результате проведенных исследований разработана методика предотвращения столкновений маневренных самолетов в воздухе, которая обеспечивает получение реализуемой траектории увода от угрожающего самолета, описываемого нестационарной поверхностью ограничения, при заданном управляющем воздействии.

В работе получены следующие алгоритмы функционирования бортовой системы предотвращения столкновений (БСПС):

– алгоритм идентификации конфликтной ситуации;

– алгоритм вычисления параметров плоскости маневра уклонения;

– алгоритм вычисления дальности активного включения БСПС в работу с учетом пилотажного контура защищаемого самолета.

Существенной особенностью разработанных алгоритмов является наличие коррекции управления в процессе маневра уклонения, обеспечивающей их подстройку к возможному маневрированию угрожающего самолета.

Результаты математического моделирования различных полетных ситуаций с различными вариантами управлений позволили определить:

– круговой диапазон дальностей срабатывания системы при выполнении атаки воздушной цели под различными ракурсами;

– области безопасного выполнения маневра уклонения ведомым от столкновения при маневре ведущего в сторону ведомого в боевых порядках «фронт самолетов» и «пеленг самолетов»;

– минимально допустимые параметры боевых порядков «фронт самолетов» и «пеленг самолетов», при полете в которых обеспечивается безопасность ведомого при маневрировании ведущего.

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект 07-08-12134).