СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АРХИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АРХИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ

© Г.А.Полтавец, Е.В.Архипцева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2008 г.

Мало кто знает, что основоположник теоретической космонавтики К. Э. Циолковский (1857—1935), оставивший потомкам более 400 научных трудов в области освоения космического пространства, авиации, воздухоплавания, аэродинамики, техники, астрономии, биологии, физики, философии, по профессии был учителем. Получив свидетельство (1879) на право преподавания математики в уездных училищах, в различных учебных заведениях Боровска и Калуги ученому довелось давать уроки не только арифметики, алгебры, геометрии, но и физики, химии, астрономии, географии, биологии, черчения, чистописания, рисования. За время 40-летней службы (1880—1921), как вспоминал сам Константин Эдуардович, через его «руки прошло» две тысячи учеников, полторы тысячи из которых — девочки и пятьсот — мальчики.

Но педагогическое творчество Циолковского связано не только с его педагогической практикой. Немаловажное значение имеют его научные труды. Педагогических сочинений научного характера ученый нам не оставил. Зато оставил огромный пласт философских работ по педагогической проблематике.

Попробуем проанализировать педагогическое наследие Циолковского.

Основным методом исследования является системный подход.

Педагогическое наследие Циолковского образуют две составляющие: 1) научная деятельность и 2) преподавательская деятельность Константина Эдуардовича. При этом научная деятельность предполагает научные труды философско-педагогического характера (как некая часть всего научного наследия ученого), а преподавательская деятельность — материалы, связанные с преподаванием учебных дисциплин. Блок научных трудов философско-педагогического характера содержит работы ученого трех направлений: 1) сочинения, которые можно соотнести с естественнонаучным течением космизма; 2) статьи по социально-педагогической проблематике; 3) научно-фантастические повести в рамках литератерно-художественного направления русского космизма.

Блок преподавательской деятельности ученого складывается из двух понятий. Это 1) теория, то есть подача материала на уроках, и 2) опыты, которые Константин Эдуардович демонстрировал перед учащимися. И с теорией, и с опытами ученого помогут ознакомиться документы.

Архивные изыскания, проделанные автором настоящей статьи в последние годы, увенчались многими уникальными находками. На сегодняшний день выявлено более 400 документальных источников, свидетельствующих о преподавательской деятельности Циолковского. Документы отложились в 22 фондах пяти архивов, пяти музеев и двух частных собраниях. Все они ныне составляют каталог «Педагогическая деятельность К.Э. Циолковского в документах». Документы каталога охватывают отрезок жизни Циолковского длиной в 56 лет (1879—1935). Их хронологические рамки: 17 сентября 1879 г. — 10 января 1986 г. Из 400 документов опубликовано лишь 65. Архивные документы отложились в результате деятельности учебных заведений, где Циолковский держал экзамены на звание учителя (Рязанская гимназия), где он преподавал (Боровское уездное училище, Калужское уездное училище, Калужское казенное реальное училище, Калужское епархиальное женское училище, Калужское Романовское высшее начальное училище, Калужская 6-я советская единая трудовая школа 2-й ступени), государственных учреждений (Сенат, Министерство народного просвещения, Дирекция народных училищ Калужской губернии, Канцелярия обер-прокурора, Калужская контрольная палата), духовных учреждений (Учебный комитет при Синоде). Сюда же вошли биографические материалы Циолковского (его автобиографии), материалы семьи Циолковских (воспоминания старшей дочери ученого Любови Константиновны), воспоминания коллег Константина Эдуардовича, бывших его учеников. Документы содержат весьма ценные факты из творческой биографии ученого. Исторический материал о Циолковском-педагоге поистине уникален. Прошения, рапорты, заявления, отчеты, программы уроков, планы преподавания, темы учебных занятий, списки книг для учителей и учащихся, составленные Циолковским, расписания уроков и экзаменов, формулярные списки, аттестат дирекции народных училищ о службе Циолковского, работы учениц Константина Эдуардовича способствуют более полному раскрытию образа Циолковского-учителя и позволяет поставить на более высокий уровень конкретную актуализацию педагогического творчества Циолковского.

Комплекс научных трудов Циолковского философско-педагогического характера и корпус архивных документов, свидетельствующих о службе учителя Циолковского, вместе взятые, представляют собой то единое целое, что можно именовать педагогическим наследием Циолковского.