СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АЛГОРИТМОВ РАБОТЫ РЕЖИМА САУ «ПРИВЕДЕНИЕ К ГОРИЗОНТУ» МАНЕВРЕННОГО САМОЛЕТА В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ
© В.Ю.Бережной, В.В.Воробьев
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2008 г.
Зарубежные и отечественные эксперты отмечают, что умение летчика ориентироваться в воздушном пространстве в сложной обстановке приобретает все большее значение для обеспечения безопасности полетов. Это особенно важно при возросшей динамичности современного воздушного боя, новых подходах к боевому маневрированию самолета, пилотировании на предельных, критических и закритических режимах, выполнении некоординированных эволюций.
Потеря летчиком пространственной ориентировки, по данным иностранной печати, является причиной 35 % аварий и катастроф. Этот уровень не снижается в течение последних 25 лет. Только в ВВС США за период 1991—2000 гг. из 323 авиационных происшествий (класс А) более 20 % связывают с потерей пространственной ориентировки, а ежегодные убытки составляют порядка 300 млн. долларов.
В работе рассматриваются вопросы снижения аварийности маневренных самолетов военного назначения из-за столкновений с земной поверхностью, путем совершенствования алгоритмов работы режима САУ «Приведение к горизонту».
Анализ траекторных режимов работы САУ, существующих маневренных самолетов, позволил выявить ряд недостатков в их алгоритмическом обеспечении, основным из которых является неучет потери высоты при выполнении нисходящего маневра вывода самолета в горизонтальный полет. Выявленные недостатки позволили разработать следующие алгоритмы:
– определение минимальной безопасной высоты, на которой должен быть закончен маневр вывода самолета в горизонтальный полет;
– определение высоты начала выполнения маневра «Приведение к горизонту» в зависимости от управляющего воздействия и параметров движения самолета;
– коррекции управления в процессе выполнения маневра выхода в горизонтальный полет, обеспечивающей подстройку алгоритмов к нерасчетным условиям функционирования.
Сравнительные результаты математического моделирования различных полетных ситуаций с различными вариантами управлений показывают эффективность полученных алгоритмов работы САУ по отношению к существующим. Предлагаемые алгоритмы полностью вписываются в идеологию выдерживания ограничений, принятую в бортовых комплексах управления современных и перспективных ЛА.
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект 07-08-12134).