ТРЕХМЕРНАЯ ИНТЕРАКТИВНАЯ МОДЕЛЬ ОРАНЖЕРЕИ «ЛАДА» (КОСМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ «РАСТЕНИЯ-2»)

ТРЕХМЕРНАЯ ИНТЕРАКТИВНАЯ МОДЕЛЬ ОРАНЖЕРЕИ «ЛАДА» (КОСМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ «РАСТЕНИЯ-2»)

© А.М.Гуторов, О.Н.Волков, В.В.Обухова, О.А.Кутепова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2008 г.

В настоящее время существует достаточно широкий круг задач по подготовке и реализации научной программы на пилотируемых орбитальных станциях, которые могут быть решены с использованием трёхмерных интерактивных моделей используемого оборудования.

В докладе рассмотрена трехмерная интерактивная модель оранжереи «Лада», разработанная с применением принципов виртуального моделирования. Данная модель идентична реальному образцу оборудования аппаратуры «Лада» (космический эксперимент «Растения-2»), находящемуся в эксплуатации на борту ОС МКС и предназначена для обучения и тренировки экипажей, а также может служить дополнительным справочным материалом для наземного персонала.

Логика работы модели соответствует логике реальной работы аппаратуры. Представлены все составные части оборудования с имитацией функциональных возможностей. Возможно многократное повторение любых действий с аппаратурой, масштабирование, просмотр виртуальной сцены с произвольного ракурса. В модели реализована задача имитации процесса выращивания биологического объекта на примере салатного растения «мизуна» в сжатом по времени режиме.

Представленная в докладе трехмерная интерактивная модель применяется в наземной тренировке экипажей МКС как дополнительный методический материал для изучения режима работы аппаратуры с 2003 г.

Используя принцип виртуального моделирования возможно создание разнообразных перспективных продуктов — трехмерных интерактивных 3D-руководств, трехмерных интерактивных ЗD-каталогов.

Основное преимущество подобных разработок — наглядность, простота, а также отсутствие специальных требований к аппаратным ресурсам.

Использование интерактивных ЗD-моделей научного оборудования в индивидуальном процессе подготовки к проведению научного эксперимента позволяет сделать обучение практически самостоятельным и автономным.