ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕБЕНКА В АНТРОПОКОСМИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕБЕНКА В АНТРОПОКОСМИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© Н.А.Гущина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2008 г.

В связи с определением стратегии модернизации отечественного образования сегодня усиливается необходимость в разработке проблем педагогической аксиологии. Сопровождение образования ребенка — важнейшее аксиологическое условие, выступающее базой адаптационного процесса субъекта к новым социальным условиям, ценностным отношениям. Основными принципами сопровождения являются следующие:

1) право личности на свободный выбор своего пути развития;

2) индивидуальный подход;

3) запрет на проектирование результата;

4) приоритет интересов сопровождаемого;

5) непрерывность сопровождения;

6) принцип реалистичности.

При этом педагог не берет на себя задачи переделать личность, обеспечить ей жизненное благополучие, он лишь локализует разрывы жизни, содействует в преодолении момента тупика, создает условия для смысловой переработки проблемы и помогает открыть внутренние ресурсы.

Выполняя сопровождающую деятельность, обслуживание ребенка обеспечивает не только формирование знаний и умений, но и выходит за их пределы, осуществляя ценностно-ориентирующую роль.

К. Э. Циолковский с гордостью отмечал, что считает «своей несомненной заслугой» тот факт, что 38 лет был непрерывно учителем, 20 лет в народной школе и 18 в средней. В этих словах прослеживается личностное отношение к профессии. Однако нас интересовали цели индивидуальной педагогической деятельности Константина Эдуардовича, его профессиональные ценности, идеалы и убеждения с позиции сопровождения образования ребенка. Неприятие авторитарной педагогики, направленность на развитие самостоятельности ума и мышления детей, стремление к знаниям, искренность и сердечность отношений с ними — вот те педагогические и эмоциональные струны, которые должны, по убеждению Циолковского, звучать в работе учителя.

Как показал анализ, педагогическая деятельность Циолковского была пронизана идеей о том, что особый род телесного и духовного воспитания, а также глубокого умственного развития, обогащения человеческой души может преобразовать дурные стороны человека. Он утверждал, что только с помощью воспитания можно «погасить» дурные свойства человека и «развить качества полезные» как для самого человека, так и для всего человечества.

При этом ученый предполагал, что система сопровождения призвана не изменять, а побуждать. Циолковский считал, что для учителя очень важно «…суметь привлечь учащихся, заинтересовать их знаниями и зажечь их сердца высоким идеалом жизни, чтобы знание было источником возвышенного счастья, а не источником мук и слез».

Говоря о научном подходе к свойствам человека, Константин Эдуардович выделяет понятия «душа», «дух». Но духовным образование становится тогда, когда оно превращается в личностно значимое. Только личностное образование является духовным образованием. Поэтому духовные способности интимно связаны с эмпатией личности, основаны на сочувствии и сопереживании.

Обеспечение сопровождения субъектов формирует у них позитивный опыт совместной педагогической деятельности: сотрудничество, содействие, сопричастность, взаимопомощь, открытость, поиск согласия. Именно такие ценностные ориентации, подчеркивая аксиологический смысл профессии, и сегодня определяют гуманистический стиль взаимодействия педагога с учениками, их родителями, коллегами.

Уверенность ученого в том, что в школе будущего изменится роль учителя в сторону ослабления ее обучающей, монологической функции за счет усиления поддерживающей, воспитывающей, сопровождающей и направляющей «человекосберегающей» роли, является актуальной с позиций отечественной педагогической аксиологии и сегодня.