ЦЕННОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СИНТЕТИЧЕСКОГО ЕДИНСТВА БЫТИЙНОГО СОСТОЯНИЯ МИРА У К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО
© В.М.Мапельман
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2008 г.
Творчество К.Э. Циолковского, изучаемое в различных ракурсах и с позиции разнообразных подходов, предстает в последнее время не только всё более освоенным, но и всё более противоречивым. Причина этого, по нашему мнению, коренится в том, что оно энергично утрачивает свою целостность.
Константин Эдуардович предложил собственное видение мира и прописал тенденции его развития. На этом пути им был разработан свой вариант структуры и системы мира. Каждый фрагмент был рассмотрен не только с точки зрения его специфики и строения, но и с позиции функциональной связи с другими элементами данной масштабной целостности. Впечатление о разбросанности творчества К.Э. Циолковского за счет многочисленных отвлечений нам кажется ошибочным, ибо все эти «отвлечения» были связаны с поисками ответов на вопросы, формировавшиеся по мере исследования магистральных проблем. В этих случаях мыслитель не считал себя вправе что-либо откладывать, предварительно принижать или определять как второстепенное. Ведь только итог системно-структурного подхода мог пролить свет на истинную роль того или иного явления или процесса, определить его место в общей системе и квалифицировать функциональные особенности. К. Э. Циолковский рассматривал разноприродные явления — естественные, технические, гуманитарные, социальные — как элементы единого целого. Для него не было удивительным то, что технические процессы могли порождать естественные последствия, а гуманитарные отношения сказываться на природных явлениях. Не все в этой картине может быть признано современной наукой, не все одинаково хорошо и достаточно строго обосновано, ни с каждой оценкой и выводом готовы мы сейчас согласиться. Вместе с тем, попытка создания целостного представления о мире, включающего в себя как естественные, так и искусственные, как материальные, так и духовные составляющие, К. Э. Циолковским была предпринята и доведена до конца. Этот факт выгодно отличает его от многих современников, поставивших перед собой подобную задачу, но так и не решивших её (например, от В. И. Вернадского).
Изучение научного наследия К.Э. Циолковского с самого начала приняло аналитическую форму, то есть вылилось в процесс расчленения его учения на составляющие элементы и поиски их специфических особенностей. Возможно, как частный случай такой подход был оправдан, но со временем он все дальше уводил и уводит исследователей от сути творчества К.Э. Циолковского. Освещение отдельных проблем нередко искажается именно тем фактом, что они не могут быть представлены в изолированном варианте. Необходимо отметить еще одно обстоятельство. Часто отдельные фрагменты учения К.Э. Циолковского или его высказывания вызывают у исследователей собственные ассоциации или провоцируют развитие тех или иных авторских идей. В этом случае едва ли можно такого рода последствия связывать с развитием творческого наследия калужского мыслителя.
Философская значимость концепции К.Э. Циолковского, по нашему мнению, заключается в том целостном, едином, органическом единстве, в котором была прописана им бытийная картина мира. Это была не привычная физическая картина мира и даже не перспективная естественно-научная картина мира, а именно целостное видение функционирующей системы мироздания. Её несовершенства и даже просчеты никак не умаляют значимости сделанного. Она до сих пор не оценена по достоинству именно потому, что оценивающие ее исследователи все время стремятся разобраться лишь с отдельными ее фрагментами. Одним словом, философский диапазон оцениваемого пытаются измерить с помощью далеко не философских эталонов.