ВКЛАД АКАДЕМИКА В. П. ГЛУШКО В РАЗВИТИЕ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ. К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
© Н.А.Пирогов, Б.И.Каторгин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Пленарное заседание
2008 г.
Академик В. П. Глушко — выдающийся ученый и конструктор, один из пионеров создания ракетно-космической техники, основоположник разработки жидкостных ракетных двигателей в нашей стране. Он внес значительный вклад в создание мощных жидкостных двигателей, обеспечивших вывод в космос практически всех отечественных космических аппаратов, начиная с первого спутника, первого пилотируемого полета, вплоть до орбитальной станции «Мир» и космического самолета «Буран». Двигатели, созданные под его руководством, были установлены на многих типах боевых баллистических ракет, обеспечивших создание надежного стратегического щита нашей Родины.
Валентин Петрович Глушко еще с юношеских лет мечтал о разработке ракет. Об этом он писал в письмах к К. Э. Циолковскому, разработке космического корабля была посвящена и его студенческая дипломная работа. К практической разработке экспериментальных ракет и двигателей для них В. П. Глушко приступил 15 мая 1929 года в Газодинамической лаборатории. Здесь он создал первый в мире электротермический ракетный двигатель, испытал первый в нашей стране жидкостной ракетный двигатель ОРМ, создал серию экспериментальных двигателей ОРМ-1 — ОРМ-52.
Одновременно с двигателями в ГДЛ в 1930—1933 гг. II отделом под руководством В. П. Глушко разрабатывались экспериментальные жидкостные ракеты серии РЛА — реактивные летательные аппараты.
В РНИИ В. П. Глушко был создан двигатель многократного использования ОРМ-65 (для ракетоплана С. П. Королёва РП-318 и его крылатой ракеты 212) и газогенератор ГГ-1, часами работавший на азотнокислотно-керосиновом топливе с балластировкой водой. В 1938 г. В. П. Глушко был арестован по ложному обвинению во вредительской деятельности. Потом, будучи заключённым, он работает вначале на авиастроительном заводе № 82 в Тушино, а с 1940 г. — в Казани на авиазаводе № 27 — над созданием самолётных ускорителей. В 1941 г. он, оставаясь заключённым, стал главным конструктором ОКБ в системе НКВД. Менее, чем за три года — до середины 1944 г. он с помощью коллектива, состоящего, в основном, из заключённых, сумел создать и испытать самолётный ускоритель РД-1 с тягой 300 кгс. С 1944 г. РД-1, а с 1945 г. и РД-1ХЗ находились в серийном производстве. За успехи в работе летом 1944 г. В. П. Глушко, С. П. Королёв и ряд других сотрудников ОКБ были освобождены со снятием судимости.
По окончании войны В. П. Глушко, С. П. Королёв и ряд других сотрудников ОКБ были командированы в Германию для знакомства с трофейной ракетной техникой. В. П. Глушко участвует в работе по изучению двигателей немецких ракет А-4 (Фау-2). Осенью 1946 г. вышло распоряжение Правительства СССР о переводе ОКБ-СД во главе с В. П. Глушко из Казани на завод №456 — в подмосковные Химки. ОКБ В. П. Глушко приобрело новое название: «ОКБ-456».
Богатый опыт по разработке ЖРД в ГДЛ, РНИИ и ОКБ-СД позволил В. П. Глушко быстро воспроизвести двигатель немецкой ракеты А-4. Затем В. П. Глушко предпринял действия по кардинальной модернизации базовой конструкции. Так появились двигатели РД-101 с тягой 37 тс для ракеты Р-2 и РД-103 с тягой 44 тс для ракет Р-5 и Р-5М с ядерной боеголовкой.
Дальнейшее развитие двигателестроения требовало иных, новых конструкторских решений. Новая конструкция и технология камер сгорания стала широко применяться во всех последующих разработках ОКБ-456 и других ОКБ нашей страны, и, в первую очередь, это относится к кислородно-керосиновым двигателям РД-107 и РД-108, разработанным в ОКБ-456 для первой и второй ступеней ракеты Р-7. Существует много восторженных отзывов об этих двигателях, начиная с Ю. А. Гагарина. И даже президент США Д. Кеннеди в своем послании Конгрессу США 25.05.1961 г. сказал о них: «... Мы стали свидетелями того, что начало достижениям в космосе было положено Советским Союзом благодаря имеющимся у него мощным ракетным двигателям. Это обеспечило Союзу ведущую роль...».
Такая экспертная оценка основной причины превосходства СССР перед США в освоении космоса, высказанная на весь мир, является высшей международной оценкой деятельности В. П. Глушко. Двигатели РД-107 и РД-108, созданные более 50 лет назад, постоянно совершенствуются и сейчас активно работают на отечественную космонавтику.
В годы «холодной войны» был выполнен гигантский объем работ по созданию двигателей на высококипящих компонентах для боевых ракет.
В начале 1960-х годов ОКБ В. П. Глушко перешло к практическому освоению и реализации в мощных ЖРД схемы с дожиганием генераторного газа.
К созданию ракетно-космических систем В. П. Глушко вернулся через много лет, когда в середине 70-х годов он возглавил НПО «Энергия». Им было задумано семейство мощных космических ракет РЛА-120, РЛА-125 и РЛА-150. Им была предложена не единственная РН для решения ряда задач, а широкая программа дальнейшего освоения космического пространства, от тяжелых долговременных орбитальных станций до постоянно действующей лунной экспедиции. Из этой гаммы проектов практическую реализацию получила ракетно-космическая система «Энергия-Буран». В ее основе лежала супертяжелая универсальная многоразовая РН «Энергия».
РН тяжелого класса «Энергия» является основной частью многоразовой космической системы «Энергия-Буран». В процессе разработки, до начала летных испытаний, система имела наименование «Многоразовая космическая система «Буран». РН получила свое название «Энергия» по предложению генерального конструктора В. П. Глушко в 1987 году, непосредственно перед первым пуском, а орбитальный корабль сохранил название «Буран».
В конце 1976 года В. П. Глушко был утвержден эскизный проект многоразовой системы, в которой главной составной частью стала двухступенчатая РН с кислородно-керосиновой 1 ступенью и кислородно-водородной 2 ступенью.
В КБ НПО «Энергия» были развернуты проектные работы по тяжелым и сверхтяжелым РН, создаваемым на базе ракетного комплекса «Буран»: «Буран-Т», «Гроза» или РЛА-125, «Вулкан».
Один из главных факторов, определивших качественный прогресс «Энергии» — новые мощные двигатели, прежде всего, двигатель РД-170 первой ступени с небывалой тягой свыше 800 т в пустоте и двигатель второй ступени на водороде-кислороде с тягой 200 т в пустоте.
Важным фактором, повлиявшим на успешную реализацию программы создания ракетного блока А, стало то, что параллельно с работами в НПО «Энергия» в КБ «Южное» разрабатывалась РН среднего класса «Зенит». Ракетные блоки первых ступеней обеих РН были максимально унифицированы, что было предусмотрено в предложенной В. П. Глушко концепции отработки РН.
Одним из важных факторов, повлиявших на успешное завершение работ, стало создание УКСС — универсального комплекса «стенд-старт», с учетом недостатков отработки РН Н1. Именно создание этого стенда-старта позволило осуществить первый пуск РН «Энергия».
Успешный пуск ракеты «Энергия» с первой же попытки показал, что создана универсальная ракета-носитель «Энергия» сверхтяжелого класса, не имеющая по своим возможностям аналогов в мировом ракетостроении.
Подготовка второго пуска ракеты-носителя «Энергия», на этот раз с орбитальным кораблем «Буран», проводилась очень тщательно. Основная тяжесть работ в период подготовки и пуска МКС легла на Ю. П. Семенова — технического руководителя по орбитальному кораблю «Буран» и Б. И. Губанова — технического руководителя по комплексу «Энергия-Буран». Валентин Петрович Глушко по состоянию здоровья уже не мог принять участие в работах на Байконуре. Полет подтвердил правильность проектных и конструкторских решений, а также обоснованность и достаточность разработанной программы наземной и летной отработки.
В создании МКС «Энергия-Буран» принимали участие коллективы конструкторских бюро, научно-исследовательских институтов, заводов, воинских частей и других организаций СССР, главным образом Российской Федерации, техническую координацию деятельности которых осуществлял Совет главных конструкторов во главе с В. П. Глушко.
Успешные пуски РН «Энергия» подтвердили обоснованность конструктивных решений этой уникальной системы. РКС «Энергия-Буран» стала апофеозом деятельности выдающегося конструктора ракетно-космической техники академика В. П. Глушко, чье 100-летие мы отмечаем 2 сентября 2008 года.
По словам академика Ю. П. Семенова «…Валентин Петрович Глушко был наш великий соотечественник, великий ученый, великий гражданин нашей страны. У него было одно беспокойство, чтобы наша страна была мощной, и чтобы создаваемые им изделия превосходили все аналогичное, что создавалось за рубежом. О его активной деятельности можно сказать, что без Валентина Петровича не было бы ни того двигателя, который вынес на орбиту мощную ракету «Энергия», аналогов которой и сейчас нет во всем мире, ни самой «Энергии»…».
Валентин Петрович Глушко всегда смотрел и вел всех нас вперед, мы надеемся, что идеи, заложенные им в проекты ракет-носителей серии РЛА, в конструкцию РКС «Энергия-Буран» еще будут востребованы нашими последователями и будут использованы в программах освоения планет Солнечной системы.