ВЛИЯНИЕ ЕДИНСТВА РЫНКА НА ПРИНЦИПЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА УСЛУГИ ПЕРСОНАЛЬНОЙ БЕСПРОВОДНОЙ СВЯЗИ ЕДИНОГО СТАНДАРТА

ВЛИЯНИЕ ЕДИНСТВА РЫНКА НА ПРИНЦИПЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА УСЛУГИ ПЕРСОНАЛЬНОЙ БЕСПРОВОДНОЙ СВЯЗИ ЕДИНОГО СТАНДАРТА

© В.М.Климович
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2008 г.

Рынок персональной беспроводной связи (ПБС) в настоящее время является классическим олигополистическим рынком услуг. Это обстоятельство обусловлено несколькими причинами, наиболее важным из которых являются:

– лицензирование деятельности в области ПБС,

– сложность и дороговизна построения качественных сетей ПБС,

– необходимость широкого развития сетей связи (в том числе в удаленных районах) с целью обеспечения интересов народного хозяйства.

Ключевыми следствиями, вытекающими из данной структуры рынка, являются:

1) небольшое количество операторов, действующих на рынке,

2) повышение взаимной зависимости всех операторов ПБС, действующих на рынке в связи с единым доступом к абонентской базе и возможности ее перераспределения между операторами,

3) влияние каждого отдельно взятого оператора ПБС на весь рынок ПБС региона является в большинстве случаев значимым,

4) операторы имеют возможность предоставлять услуги конечным потребителям по ценам, существенно более высоким, чем «издержки + нормальная прибыль».

В связи с этим, в процессе установления тарифов на свои услуги операторы должны ориентироваться не только на собственные операционные показатели и бизнес-план, но и учитывать, как те или иные их ценовые действия отразятся на бизнесе других операторов региона.

Инструментом для этого может являться анализ нескольких элементов рынка персональной беспроводной связи:

1) целей деятельности (финансовых и операционных) операторов на рынке,

2) текущего распределения абонентских баз между операторами,

3) восприятия абонентами и потенциальными абонентами (посегментно) характеристик операторов,

4) планов операторов по изменению этих характеристик (и наличия соответствующих для реализации этих целей ресурсов),

5) приоритетов (или важности) различных характеристик для действующих и потенциальных абонентов.

На основании этого анализа оператор должен выбирать набор своих рыночных действий таким образом, чтобы измененные условия рынка не давали другим операторам возможность находить новый уровень цен на свои услуги (за счет снижения цен), который позволил бы им улучшить свои операционные и финансовые показатели. В противном случае, такое положение приведет к простому снижению цен на всем рынке, ведущему к снижению чистого денежного потока и рентабельности всех операторов рынка.