ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧЕНИЙ ДЖ. Ф. БРУНО И К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧЕНИЙ ДЖ. Ф. БРУНО И К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© Ю.С.Тимофеев
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2008 г.

Между Джордано Бруно и К. Э. Циолковским лежит огромная культурно-историческая дистанция. Однако в их философии можно найти совпадающие элементы и, в некотором роде, можно отметить тот факт, что философия Циолковского продолжает философию Джордано Бруно. Таким образом, мы приходим к необходимости провести сравнительный анализ обоих учений и выявить наличие явных и скрытых связей между ними.

Под явными связями подразумеваются те связи, которые можно напрямую увидеть при изучении философии Джордано Бруно и К.Э. Циолковского. Скрытые же связи — это связи, которые необходимо достраивать, чтобы продемонстрировать наличие общей тенденции в учениях обоих авторов. Анализ учений Циолковского и Бруно мы проведем в форме рассмотрения проблематики их философий.

1. Вопрос причины существования мира.

В данном вопросе Джордано Бруно выражает свою пантеистическую точку зрения. В рассмотрении им причины космоса можно выделить экзопричину, обуславливающую мир извне, и эндопричину, которая обуславливает Вселенную изнутри. При этом пантеизм Бруно заключается в том, что его Причина сливается с миром, образуя мировую душу.

Циолковский же под Причиной понимает нечто большее, чем Вселенная, то есть у него Причина превышает космос, но при этом она же, в некотором роде, этот космос и включает в себя. То есть, философия Циолковского включает в себя как теистический элемент (творение извне) так и пантеистический элемент.

Но, определенным образом, К. Э. Циолковский в учении о Причине продолжает линию философствования Джордано Бруно, динамически развивая ее в своих работах.

2. Вопрос первоосновы бытия.

В философии Бруно основу всего сущего составляет Единое. У Циолковского же мы имеем атом-дух, как нечто лежащее в основе мира. При этом можно сказать, что такие точки зрения вступают в видимое противоречие между собой. Но здесь есть скрытая связь. Единое, по определению Бруно, включает в себя все существующее. Множественное же состоит из элементов, каждый из которых не включает в себя ничего, кроме самого себя, и является, по определению Циолковского, атомом-духом, который есть мельчайшая неделимая сущность. Далее, по определению Единого, мы можем также сделать вывод, что если оно включает в себя все, то оно может включать в себя и множественное, то есть атомы. То есть, тут мы имеем некое Транс-Единое, которое включает в себя и множественное. Таким образом, мы можем сказать, что в философии Циолковского реализовался этот переход. При этом Единое в виде Причины космоса и самой Вселенной как материализованной части есть тотальный макрокосм, который включает в себя бесконечное число множественных субстанций — атомов, каждый из которых есть тотальный микрокосм.

3. Вопросы бесконечности Вселенной и множественности обитаемых миров. Джордано Бруно первым предложил концепцию бесконечной, населенной различными живыми существами Вселенной. Похожие тенденции мы видим в работах К.Э. Циолковского, который также показывает бесконечность миров и их обитателей.

При этом Бруно считал, что перемещение между мирами невозможно и, по своей сути, даже не нужно. Циолковский же, как известно, наоборот активно выступал за освоение других миров, считая это не только возможным, но и необходимым для развития человечества.

Итак, мы можем сказать, что между философиями Дж. Ф. Бруно и К.Э. Циолковского есть различные связи, исследуя которые можно более глубоко понять философию обоих авторов.