ЗНАЧЕНИЕ РАБОТ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО ПО ДИРИЖАБЛЮ ДЛЯ ЕГО КОСМИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
© Ю.В.Бирюков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2008 г.
Циолковский вошел в историю цивилизации как великий мыслитель-энциклопедист, исследовавший множество разнообразных проблем. Но главное — впервые поставивший и теоретически решивший проблему необходимости освоения человечеством космического пространства, доказав возможность космических полетов человека с помощью изобретенной им ракеты на жидком топливе. При этом в тени остается то, что сам ученый уделял столь же большое, а временами и гораздо бόльшее внимание еще одной своей идее — разработке цельнометаллического дирижабля как самого выгодного, надежного и безопасного средства воздушного транспорта, имеющего особо важное значение для России.
Циолковский осознал важность двух этих проблем практически одновременно, занимаясь самообразованием в Москве в 1873—1876 гг., и с тех пор шаг за шагом последовательно и неуклонно шел к их решению. Естественно, что поначалу его больше привлекала задача создания дирижабля, тем более, что при ее исследовании он убедился, что для ее решения нет непреодолимых преград. И за 50 лет упорной работы (1885—1935) он, фактически, нашел научно-технические подходы к разрешению всех проблем дирижабля своей системы и добился начала государственных практических работ по его созданию, прервала которые только его кончина. За эти годы он теоретически и экспериментально решал задачи аэродинамики и теплофизики летательных аппаратов, конструкторско-механические и производственно-технологические задачи создания крупногабаритных несущих оболочек изменяемого объема, дал экономические оценки затрат на строительство и эксплуатацию дирижаблей, доказывая их окупаемость, даже если они «будут строиться из золота». Попутно он рассмотрел множество других более частных проблем, в том числе обосновал принцип действия системы автоматического управления движением аппарата.
Решение же проблемы выхода в космическое пространство более 20 лет никак не давалось ему хотя он, сознавая ее гораздо бόльшую, безальтернативную значимость, постоянно возвращался к ее исследованиям, будучи здесь совершенно независимым. Лишь 10 (22) мая 1897 года после выведения и анализа основного уравнения движения ракеты — формулы, с 1935 г. носящей его имя, — Константин Эдуардович убедился, что путь в космос для человечества открыт. Дальнейшая работа над концепцией космической ракеты оказалась для него «делом техники», причем именно потому, что почти все проблемы, возникавшие в процессе подготовки его основополагающего «Исследования мировых пространств реактивными приборами», он уже в той или иной степени изучал и решал в процессе работ над дирижаблем, в частности, при написании и публикации посвященных ему своих самых объемистых трудов.
Интересно отметить, что в процессе отстаивания своих идей по дирижаблю ему приходилось вести постоянную борьбу с их противниками самого разного уровня, вплоть до Н. Е. Жуковского, а вот у его космических идей противников практически не было, видимо потому, что они казались обществу слишком далекими и, в отличие от дирижабля, не ставили перед ним текущих задач, требующих вложения конкретных сил и средств. В космонавтике ему приходилось бороться только за свой, как он подчеркивал, российский приоритет.
Сегодня отдельные авторы, сравнивая работы Циолковского по космической ракете и дирижаблю, не стесняются называть последние «заблуждением гения», с чем в принципе нельзя согласиться. Во-первых, потому, что исследования по дирижаблю вооружили основоположника космонавтики таким исключительным объемом специальных знаний, который позволил ему и по времени, и по широте и глубине охвата превзойти всех своих последователей — пионеров теоретической космонавтики. Во-вторых, потому что современные условия, в том числе резкое подорожание углеводородного горючего, создание сверхлегких и прочных синтетических конструкционных материалов, далеко превосходящих металлы, на которые мог рассчитывать Циолковский, все возрастающая потребность транспортировки крупногабаритных грузов и создания стратосферных мониторинговых и ретрансляционных платформ, заставят людей вложить необходимые инвестиции в создание супердирижаблей ХХI в., которые докажут правоту Циолковского и на земле в аэронавтике, как текущее развитие космонавтики доказало ее в космосе. Напомним, что его благодарственная телеграмма, адресованная 17 сентября 1935 г. И. В. Сталину, содержала слова: «Уверен, знаю — советские дирижабли будут лучшими в мире».