АНАЛИЗ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ НЕЧЕТКОГО И ПИД РЕГУЛЯТОРОВ В КОНТУРЕ УПРАВЛЕНИЯ КАНАЛОМ КРЕНА БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
© В.Ю.Бережной, М.А.Леликов, В.А.Прозоров
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2009 г.
В последние годы в системы автоматического управления различными динамическими объектами начали активно внедряться модели, методы и технические средства, основанные на теории нечетких множеств.
Данная работа посвящена сравнительному анализу эффективности применения в контуре управления каналом крена беспилотного летательного аппарата двух различных регуляторов – классического ПИД-регулятора, построенного по методу обратных задач динамики и обеспечивающего заданные показатели качества, а так же системы нечеткого управления каналом крена, построенного на базе нечеткого регулятора.
Целью исследований является анализ поведения обеих систем в условиях неопределенности, к которым будем относить следующие:
– наличие ошибок определения АДХ объекта управления;
– упрощения и ошибки линеаризации объекта управления;
– изменение динамических и статических характеристик объекта управления по режимам полета;
– наличие в контуре управления нелинейностей и транспортной задержки сигналов.
Для проведения исследований используется программный продукт MATLAB, а в частности пакет визуального моделирования систем Simulink и пакет программ по нечеткой логике – Fuzzy Logic Toolbox.
По результатам проведенных исследований сделан ряд выводов, выявляющих как преимущества использования нечетких систем управления в контуре управления каналом крена беспилотного летательного аппарата, так и ряд недостатков, связанных с настройкой нечеткого регулятора.