АНАЛИЗ СХЕМ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УСТАНОВОК ДЛЯ ГЕОСТАЦИОНАРНЫХ СПУТНИКОВ СВЯЗИ

АНАЛИЗ СХЕМ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УСТАНОВОК ДЛЯ ГЕОСТАЦИОНАРНЫХ СПУТНИКОВ СВЯЗИ

© А.Ю.Савостин, Е.В.Руднева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Проблемы ракетной и космической техники"
2009 г.

Основной областью коммерческого использования космоса является эксплуатация телекоммуникационных космических аппаратов (КА) на геостационарной орбите (ГСО).

Важной задачей функционирования геостационарных КА связи является поддержание их орбитальной позиции и ориентация с необходимой точностью на протяжении всего срока активного существования. Для этих целей на современных геостационарных КА используются двигательные установки различных конфигураций.

Для выявления наиболее совершенных в массовом отношении схем двигательных установок (ДУ) производилось их сравнение по массам при выполнении одинаковых функциональных задач.

Сравнение схем ДУ осуществлялось по критерию массы «заправленной» ДУ, определяющему при прочих равных условиях экономическую эффективность КА, что особенно актуально для КА малых размеров.

При анализе массы «заправленной» ДУ различных схем определялись:

– масса заправляемых компонентов топлива и рабочего тела ДУ, необходимых для приведения КА в точку стояния и его поддержания, разгрузки двигателей-маховиков на всех этапах эксплуатации, смены точки стояния, увода КА с ГСО;

– масса агрегатов, приборов и других элементов ДУ.

По результатам оценки массы «заправленной» ДУ была предложена предпочтительная схема двигательной установки для геостационарных КА связи.