АРХЕОАСТРОНОМИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

АРХЕОАСТРОНОМИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

© Н.В.Дмитриева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2009 г.

Зародившись в глубокой древности, астрономия всегда привлекала к себе внимание исследователей. Не мог обойти ее стороной и такой ученый, как К. Э. Циолковский. Весной 1878 года, в возрасте 20 лет, пристально вглядываясь в ночное небо, Константин Эдуардович сделал свои первые астрономические чертежи. Получив назначение на должность учителя математики в Боровское уездное училище и прибыв в Боровск в 1880 году, тут же выписал из Москвы зрительную трубу. Позднее, на уроках физики в Калужском епархиальном женском училище ученицы любили слушать рассказы Константина Эдуардовича о далеких неизведанных мирах и наблюдать за звездами с помощью зрительной трубы. А в период 1918-1921 годов ученый преподавал астрономию в Калужской 6-й советской единой трудовой школе 2-й ступени.

Современная астрономия, проникающая в самые сокровенные глубины космоса, имеет своим источником знания, уходящие в далекие времена первых цивилизаций. В звездном небе человек искал ответы на волновавшие его вопросы о смысле своего существования. К тому же, без знаний о звездах было невозможно вести хозяйственную деятельность. Известно, что все древнейшие религиозные культы были связаны с Солнцем, Луной, звездами, а жрецы, умевшие толковать небесные явления, составляли особое сословие. Ведение астрономических наблюдений потребовало создания специальных наблюдательных комплексов, своеобразных «астрономических обсерваторий древности», для чего использовались как естественные природные, так и искусственные сооружения. Обнаружение, изучение и систематизация наших знаний о древнейших природных и искусственных сооружениях, предназначавшихся для астрономических наблюдений, является целью новой междисциплинарной науки – археоастрономии. Вопросы, связанные с мировоззрением и космологией древних обществ и цивилизаций, сегодня волнуют ученых самых разных гуманитарных и естественнонаучных специальностей во всем мире.

В отделе астрономии и космонавтики Московского городского дворца детского (юношеского) творчества (МГДД(Ю)Т) разработана образовательная программа «Археоастрономия», автор которой предпринял попытку позволить современному ребенку узнать, увидеть и почувствовать на практике своеобразную «астрономическую связь времен». У ребенка появилась уникальная возможность путем обращения к достижениям археоастрономии совместить современные знания о космосе, способы и методы их получения, современный инструментарий с астрономическими представлениями древних людей, со способами изучения звездного неба древних цивилизаций. Во время летних каникул (в день летнего солнцестояния) школьники участвуют в учебно-исследовательской экспедиции на древний астрономический комплекс Ак-Баур, расположенный в предгорьях Западного Алтая. Помимо работы в экспедиции, ребята также разработали проект космического эксперимента с целью изучения этого святилища. Со своим проектом они участвовали в Московском открытом конкурсе «Эксперимент в Космосе», учрежденном совместно с Ракетно-космическим комплексом «Энергия», Московским Государственным университетом имени М. В. Ломоносова и МГДД(Ю)Т. На конкурс был представлен проект технического задания для космонавтов, работающих на орбите, по которому необходимо было выполнить фотосъемку земной поверхности в районе Ак-Баура. Спустя несколько месяцев, авторы проекта получили космические снимки заданной территории. На них прекрасно видно расположение города Усть-Каменогорска и ближайших к Ак-Бауру горных вершин.

Таким образом, изучая программу «Археоастрономия», ребята становятся одновременно участниками космических и наземных исследований древнего комплекса, что позволяет выходить на принципиально новый уровень понимания космических и земных взаимосвязей. Юные исследователи попадают как бы в два временных потока: они видят космос таким, каким он предстает современным астрономам, и таким, каким его изучали древние цивилизации Евразии. Это позволяет расширить представление о структуре и назначении Ак-Баура, сопоставив «земной» и «космический» его образы.

Такой подход дает возможность содействовать формированию у детей элементов целостного научного мировоззрения, сочетающего понимание глубинных взаимосвязей природы и человека (в том числе их космических проявлений) с мысленным «путешествием во времени», проникновением в мир знаний и представлений наших далеких предков.