ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОСМИЧЕСКИХ СПУТНИКОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОСМИЧЕСКИХ СПУТНИКОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

© Т.В.Удалова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2009 г.

Всем известно, что на сегодняшний день приоритетным и основным направлением развития современного образования является развитие информационной культуры и информационного пространства.

Сегодня огромное значение уделяется развитию информационных технологий как признаку мирового экономического и технологического развития. О высоком уровне экономического и технологического развития в мире думал К. Э. Циолковский, разрабатывая программы освоения человечеством космического пространства, расселения по лику Вселенной.

Время требует от человека расширения познаний, умений получать и обрабатывать информацию разнообразными способами. Сейчас не составляет сложности получать информацию об окружающем мире из космоса и обрабатывать ее на современном оборудовании.

Для решения данных задач в общеобразовательном учреждении предлагается использовать на уроках предмета «Информатика и ИКТ» (Информационно-коммуникационные технологии) возможности учебно-лабораторного оборудования «Космос-М2» и спутниковых навигаторов. Это позволяет расширить уровень теоретических и практических знаний, умений и навыков учащихся.

Работая с оборудованием на уроках информатики, учащиеся могут не только обрабатывать с помощью компьютерной техники полученные данные, они могут исследовать и анализировать эти данные, что непринужденно вовлекает их в научно-исследовательскую и проектную деятельность, стимулирует познавательный процесс.

Космические спутниковые технологии – это новый интерактивный инструмент, способный придать новое качество преподаванию и изучению таких учебных дисциплин, как «Геоэкология», «География», «Экология». И это невозможно без поддержки учебной дисциплины под названием «Информатика и ИКТ». В то же время, получить космический снимок отдельных участков Земли и обработать его нельзя без знаний, умений и навыков, которые учащиеся получают на вышеперечисленных учебных предметах.

В наше время большое внимание в области информационных технологий уделяется электронному моделированию, которое становится неотъемлемой частью интеллектуальной деятельности человечества. С древних времен по сегодняшний день человечество в своей деятельности (например, научной, образовательной, технологической, художественной) постоянно создает и использует модели окружающего мира. Наглядные модели часто используются в процессе обучения, поскольку позволяют легче и быстрее сориентироваться в изучаемом материале. Модели позволяют представить в наглядной форме объекты и процессы, недоступные для непосредственного восприятия.

Одним из современных способов моделирования можно считать развитие информационных технологий, в том числе – спутниковую навигацию. Возможности спутниковой навигации позволяют изучить и создать информационные модели, исследуя их в реальном времени.

Таким образом, использование доступных возможностей космических спутниковых систем в образовании – это не просто новый и интересный, это перспективный вид работы. Он позволяет формировать внутреннюю мотивацию к обучению через нетрадиционные методы обучения и подачи информации, развить и скоординировать деятельность педагогов и учащихся по внедрению инновационных форм и методов организации учебного процесса, обеспечивает расширение кругозора и повышение внимания учащихся к экологическим проблемам в интересах устойчивого развития, а также повышает в целом уровень учебно-воспитательной работы школы с учетом экологического образования.