ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОСМИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ
© Е.И.Козлова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2009 г.
Обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) является составной частью общей системы образования, что выводит учебный процесс на новый качественный уровень. У большинства учеников ИКТ вызывают повышенный интерес. Общаясь с электронным средством, каждый ребенок успешен, а значит, он сможет избавиться от комплекса неудач, непонимания, изучая в дружественной среде предметы школьной программы.
ИКТ видоизменяют традиционные формы обучения, позволяют более эффективно использовать педагогические методы в образовательном процессе, дополняя традиционные источники информации новыми возможностями Интернет и другими мультимедийными ресурсами. ИКТ приносят в образовательный процесс интерактивность, позволяющую развивать активно-деятельностные формы обучения, как в рамках урока, так и во внеурочное время.
В Кировском лицее (Калужская область) программно-технический комплекс «Космос-М2» и «ГЛОНАСС/GPS» использовали на уроках информатики и внеурочной деятельности учащихся. При этом были получены следующие результаты.
Процесс сканирования земной поверхности по теме «Информация. Виды информации» наглядно показывает преобразование одного вида информации (звукового) в другой (графический).
При изучении и повторении темы «Информационная деятельность человека» можно продемонстрировать практически все информационные процессы: получение, хранение, обработку и передачу информации.
При изучении графической информации, типов графических файлов по темам «Измерение количества информации», «Представление информации в компьютере», в набор исследуемых графических файлов были включены снимки земной поверхности и экспериментальным путем были изменены полученные показатели, в результате чего оказалось возможным проследить, какие параметры при этом отражаются.
Используя поисковую систему «ГЛОНАСС», можно определять места нахождения населенных пунктов и затем заносить их в текстовый файл для того, чтобы эти данные отобразились на карте. Впоследствии населенные пункты при повторном сканировании земной поверхности уже определяется автоматически.
В процессе работы с программой «APT Viewer» был продемонстрирован процесс сбора статистических данных, на основе которого были созданы базы данных и построены диаграммы для наглядного отображения информации о площадях, расстояниях, температуре, скорости ветра.
Таким образом, используя программно-технический комплекс «Космос-М2», учащиеся пополняют багаж имеющихся знаний, приобретают новые знания, которые позднее могут применить в самостоятельной работе, профессиональной и научной деятельности. Иными словами, они выполняют завет К.Э. Циолковского, который говорил о том, что в жизни каждого человека первостепенное значение должны иметь «просвещение», «научная подготовка», «громады знаний».